МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

кадетская школа-интернат

«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

 

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

 

 

Тема экспериментальной работы: «Реализация военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся кадетского корпуса как необходимое условие для осознанного выбора профессий на гражданском и военном поприще».

Руководитель: Кудрявцев Е.А.,

директор МБОУ Уваровский кадетский корпус

 

 

2012-2016

Тема экспериментальной работы:

 

«Реализация военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся кадетского корпуса как необходимое условие для осознанного выбора профессий на гражданском и военном поприще».

 

База опытно-экспериментальной работы:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кадетская школа-интернат «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

 

Актуальность проблемы:

Учащиеся современной российской школы должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные потребности, подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, патриота своей Родины, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью пользу всему обществу.

Как показывает анализ педагогической литературы и практический опыт в настоящее время наблюдается снижение интереса школьников к получению образования, снижение патриотических чувств, нежелание осознанно и самостоятельно выбирать будущую профессию и служить в армии. Однако следует заметить, что последнее время в российском образовании наметилась тенденция создания кадетских школ.

Миссия кадетского образования – поддержка и укрепление тенденции активизации военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания как необходимого условия для становления личности человека и гражданина России, возрождение  российской системы воспитания интеллектуально развитых, грамотных граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству.

Это связано с новыми условиями образовательной деятельности кадетского корпуса при подготовке воспитанников к осознанному выбору гражданской и военной профессий..

 

Новизна исследования.

Новизна данной опытно-экспериментальной работы заключается в том, что впервые методически обоснованы сопряженность направления кадетской подготовки и всех сфер учебно-воспитательного процесса, воспитания в процессе обучения, внеурочной воспитательной работы, внеклассной воспитательной работы, внешкольной воспитательной работы, что в совокупности направлено на осознанный выбор выпускником гражданской или военной профессии.

На современном этапе развития России практически только в условиях провинции не умирают идеи добровольного объединения, когда единое целое не подавляет частей его составляющих и что эти идеи начинают приобретать научное значение, происходит возврат вечных ориентиров образовательного процесса.

Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание являются неотъемлемой частью становления личности юного россиянина, чем и объясняется повышенный интерес к данным аспектам воспитательной работы с кадетами. Необходимо научно-методическое сопровождение организации данной работы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В основе формируемой организационно-педагогической модели образовательного пространства кадетской школы-интерната лежит социальный и государственный заказ, отражающий реальные потребности социума и государства.

Развиваются механизмы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, с ВУЗами, военными училищами, которые должны обеспечить условия для формирования готовности выпускника к осознанному выбору гражданской и военной профессии, а также обеспечения его социальной защищенности.

На данный момент в системе образования сложилось следующее противоречие между требованиями общества к повышению качества образования сельских школьников и возможностями сельских школ. Разрешение данного противоречия мы видим в организации сетевых форм взаимодействия образовательных учреждений как города, так и сельских школ близлежащих районов. Экспериментальная площадка позволит создать равные возможности для учащихся в освоении образовательных программ.

 

 

Основные теоретические положения.

Методологической основой данного исследования является деятельностный подход к развитию личности, а также положения системного подхода, нашедшие отражения в работах И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др.

Основополагающее значение имеют труды отечественных педагогов, разрабатывающих основы теории и методики организации детского коллектива (А.С.Макаренко, И.А. Иванов, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, К.Д. Радина и др.)

Особую значимость для нашего исследования представляет концепция личностно-ориентированного подхода в образовании, так как она отражает принципы государственной политики в области образования: гуманистическая  направленность, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

 

Цель исследования.

Выявить оптимальную для реализации военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся кадетского корпуса модель инноваций, необходимую для осознанного выбора профессий на гражданском и военном поприще.

 

Объект исследования.

Учащиеся  МБОУ Кадетская школа-интернат «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

 

Предмет исследования:

Организационно-методические условия воспитания ключевых компетенций учащихся для успешной социализации и осознанного выбора профессий на гражданском и военном поприще.

 

Гипотеза исследования:

Формирование у выпускника осознанного выбора военной специальности возможно, если:

  • разработан механизм взаимодействия с различными структурами (создана нормативно-правовая база).
  • получаемое обучающимися военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание служит основой формирования их социальной компетентности

 

Задачи исследования:

  1. развитие механизмов взаимодействия  с духовными и общественными организациями, учебными заведениями силовых структур, кадетскими корпусами России, профильными высшими учебными заведениями МВД, МЧС, духовными семинариями;
  2. . развитие форм и методов военно-патриотического и духовно-нравственного  воспитания на основе новых инновационных технологий;
  3. воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества
  4. подготовка кадров офицеров-воспитателей к педагогической деятельности в кадетских классах через организацию мастер-классов, переподготовку кадров на базе ТОИПКРО, методические объединения ОУ;
  5.  выявление эффективности применения результатов исследования на практике

 

План реализации и сроки проведения исследования.

 

Этап исследования Методы исследования Содержание исследования

 

Сроки проведения

 

Исполнители

 

Соисполнители Форма представления результата
Подготовительный Диагностический обсуждение на заседании педагогического совета вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ОУ и определение ее тематики 2012 Администрация Педагогический коллектив Выписка из протокола педагогического совета
подбор критериев и проведение первичного мониторинга для констатирующей части эксперимента, анализ полученных данных 2012 Психолого-методическая служба ОУ (ГореловаЛ.В., ШароваН.В.) Офицеры-воспитатели Аналитическая справка.
Проектировочный создание совета эксперимента (методический совет) и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента 2012 Методический совет Педагогический коллектив Протоколы заседаний Методического совета
Организационный разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом 2012 Кудрявцев Е.А.

Туева Е.Н.

Шарова Н.В.

Методический совет Положение о ОЭР в кадетском корпусе
  комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет 2012 Шарова Н.В.

Борисов О.Ю.

Казюлина И.В.

 

Методические объединения Рабочие материалы, создание на сайте школы раздела «ОЭР»
создание информационной карты «ОЭР» 2012 Туева Е.Н.

Шарова Н.В.

  Информационная карта
организация работы по созданию методического комплекса эксперимента 2012-2013 Методический совет Педагогические работники Перспективные планы, авторские программы и методики.
Практический Деятельностный организация экспериментальной работы в соответствии с планом каждого этапа 2012-2016 Администрация ОУ Педагогические работники Рабочие материалы
разработка и отбор критериев эффективности опытно-экспериментальной деятельности для проведения мониторинга 2012-2013 Методический совет,

Горелова Л.В.

Офицеры-воспитатели Инструктивные материалы по использованию
выявление эмоционально-опосредованных отношений детей 2013-2016 Горелова Л.В. Классные руководители, офицеры-воспитатели Аналитическая справка
Проведение Дней воинской славы России 2012-2016 Борисов О.Ю. Офицеры-воспитатели Рабочие материалы
Проведение Фестиваля кадетских корпусов 2012-2016 Кудрявцев Е.А. Коллектив кадетской школы Рабочие материалы
    Взаимодействие с социальными партнерами по выполнению программы дополнительного образования учащихся 2012-2015 Кудрявцев Е.А. Администрация ОУ Договоры социального партнерства. Программы дополнительного образования
Работа со средствами массовой информации 2012-2016 Администрация ОУ Коллектив ОУ Информация, помещенная в СМИ
Взаимодействие с духовными и общественными организациями, учебными заведениями силовых структур, кадетскими корпусами России, профильными высшими учебными заведениями МВД, МЧС, духовными семинариями 2012-2016 Кудрявцев Е.А. Администрация ОУ Рабочие материалы
контроль хода экспериментальной работы 2012-2016 Кудрявцев Е.А. Администрация Материалы внутришкольного  контроля ОЭР
необходимая корректировка экспериментального процесса 2012-2016 Администрация ОУ Педагогические работники Инструктивные материалы по использованию
Обобщающий Аналитический обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами 2015-2016 Кудрявцев Е.А. Администрация ОУ Аналитические справки
мониторинг распределения выпускников 2012-2016 Администрация ОУ Классные руководители, офицеры-воспитатели. Аналитические справки
мониторинг подготовленности учащихся для продолжения обучения в гражданских и военных учебных заведениях 2012-2016 Администрация ОУ Классные руководители, офицеры-воспитатели Аналитические справки
Контрольно-коррекционный составление письменного отчета для органов различных уровней контроля экспериментальной работы 2016 Кудрявцев Е.А. Администрация ОУ Отчет о результатах работы ОЭП
Внедренческий Социализация издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных интегрированных и авторских программ, перспективных планов. 2015-2016 Администрация ОУ Педагогический работники. Публикации по теме эксперимента.

 

 

 

Ожидаемые результаты эксперимента (прогнозирование).

  • осознанный выбор выпускниками профессии в военных и гражданских вузах,
  • выработка активной жизненной позиции,
  • сформированность высоких гражданских качеств,
  • развитие модели воспитательной системы школы, способствующей формированию гражданских и патриотических качеств  школьников в условиях современного общества,
  • негативными ожиданиями может стать невыполнение социальными партнерами условий договоров по обеспечению продолжения обучения кадетов в специализированных, военных или других учебных заведениях, что может компенсироваться множественностью подобных договоров,
  • возможны сложности в формировании полнообъемной материально-технической базы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся кадетского корпуса в связи с отсутствием должных финансовых ресурсов, что может быть преодолено путем поиска дополнительных источников финансирования.

 

Источники финансирования.

  • Городской  бюджет;
  • Участие в региональных инвестиционных  конкурсах;
  • Участие в национальных проектах;
  • Внебюджетные средства (спонсорская помощь).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *