КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ И СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

И СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ

Скоро экзамены. Почему бы не попробовать подготовить учащихся к этому испытанию с помощью несложных проектов? Данный тренинг, описание которого посылаю вам с надеждой на продолжение сотрудничества.

При исследовании локуса контроля старшеклассников нами было выявлено, что область здоровья оказалась среди наименее интернальных сфер жизни. Учащиеся были убеждены, что уровень здоровья как бы задан от природы и его нельзя ни ухудшить, ни улучшить. Данный мини-тренинг призван преодолеть эту установку. Надеемся, что он формирует установку на «саногенное поведение» в ходе учебной деятельности, иными словами — на умение вести себя так, чтобы сохранить здоровье (по аналогии с термином Ю.М. Орлова «саногенное мышление» — умение мыслить здраво, оздоравливающе).

Задачи

Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам.

Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок.

Сделать проблемы риска для здоровья во время подготовки к экзаменам наглядными («погружение в проблему»).

Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм.

Методические средства

Беседа, тренинговые упражнения, метод проекта, дискуссия.

Оборудование и материалы

Тренинг рассчитан на проведение в школьном классе с демонстрационной доской. Потребуются картонные или бумажные фигурки человека — стилизованные изображения, как на дорожных знаках, — из расчета по 1 фигурке на 4–6 человек или по количеству предполагаемых групп; красные фломастеры или карандаши в таком же количестве; круглые бумажные карточки около 10–12 сантиметров в диаметре; скотч для закрепления фигурок на доске.

Ориентировочное время

45–60 минут (зависит от продолжительности дискуссии).

 

1 часть. Введение в групповую работу

Стулья в аудитории следует расставить в круг или «подковой». Участники располагаются в произвольном порядке.

После объявления темы тренинга ведущий, задав несколько вопросов, должен убедиться, что проблема подготовки к экзаменам является актуальной для группы. Желательно подобрать вопросы так, чтобы получать утвердительные ответы. Например: «Правильно ли мне сказали, что вам скоро предстоит сдавать выпускные экзамены? А большинство из вас по окончании школы планируют продолжить обучение и столкнутся с необходимостью сдавать экзамены или проходить тестирование? Ваши родители когда-нибудь проходили на своем рабочем месте аттестацию, повышение квалификации, квалификационные экзамены?»

Наличие утвердительных ответов позволит ведущему сделать вывод, что подготовка к экзаменам или другим испытаниям — не единовременная проблема, поэтому целесообразно уделить время ее обсуждению.

Усилению мотивации работы способствует следующая инструкция: «Проблема эта не нова, и, конечно, существует много рекомендаций и советов, которые я могла бы вам передать. Но сегодня я не буду этого делать. Я заметила, что то, что легко достается, легко и забывается. Сегодня я предлагаю вам заработать советы и рекомендации, выполняя определенные задания в группах».

Если группа никогда не участвовала в тренингах, следует кратко объяснить, что это за форма работы, или привести пример тренингов разной направленности (уверенности, сензитивности и др.).

Затем можно перейти к выполнению вводных упражнений. Желательно провести хотя бы по одному упражнению на сплочение (см. приложение 1), на концентрацию внимания и согласованность работы в группе (см. приложение 2).

 

2 часть. Погружение в проблему

Проект «Зона риска»

Первая инструкция. Посмотрите на тему нашего занятия и подумайте, действительно ли экзамены и подготовка к ним так вредны для здоровья? Какой вред они могут принести организму? Подумайте, какие органы и системы работают с перегрузкой во время подготовки и сдачи экзамена? К чему это может привести?

Для обсуждения этих вопросов разделитесь на группы по 4—6 человек, сдвиньте стулья. Каждая группа получит фигурку человека и красный фломастер. На фигурке отметьте с помощью линий, штриховки или надписей зоны риска для здоровья. На выполнение этого задания вам дается 5—7 минут.

Вторая инструкция (дается через несколько минут после начала работы над проектом). У каждой группы уже появились первые идеи и рисунки. А теперь подумайте о чем-то таком, что другие группы могут не знать или забыть. Не останавливайтесь на первом пришедшем в голову решении, призовите все свое воображение, почувствуйте свой организм — свое тело, нервную систему, психику. Представьте состояние своего организма во время подготовки и сдачи экзаменов.

Следует попросить одного из представителей каждой группы представить итоги работы: фигурка закрепляется скотчем на доске, участник объясняет смысл надписей и штриховок.

Целесообразно начать демонстрацию результатов с наименее проработанных проектов, чтобы каждый последующий выступающий вносил дополнения. На соседней странице приведена таблица часто встречающихся ответов. Могут проявиться и неожиданные ответы, связанные с низким уровнем знаний по биологии и физиологии человека (например, нарушения дыхания как вегетативные проявления невроза — одышка, судорожные вздохи, нехватка воздуха — рассматриваются как нарушение деятельности легких). Такие предположения следует прокомментировать — выяснить, какие именно нарушения имелись в виду, пояснить их физиологические механизмы.

Вид фигурок, испещренных красными пометками, вызывает обычно живую эмоциональную реакцию. Следует обсудить, неужели все обстоит так ужасно и любого ли человека ждут подобные нарушения здоровья. Проявляются ли они у одного человека все сразу или есть индивидуальный диапазон. Ввести понятие экстремальных нагрузок (которые могут привести к срыву) и понятие функциональных (преходящих) нарушений. Обсудить вопрос, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости.

Следует направить рассуждения учащихся к выводу, что умение работать с материалом и научная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм.

Результаты этого проекта даны в приложении 3.

 

3 часть. Поиск решения и рекомендации

Проект «Спасательный круг»

После обсуждения результатов проекта «Зона риска» участникам сообщается, что они успешно справились с заданием и заработали звезду (фишку, 1 балл и т.п.) и право на 1 совет. Но ведущий предлагает детям сэкономить эту звезду и оставить ее для обмена на более важные советы при работе над темой «Технология подготовки и сдачи устного экзамена». Это можно сделать, если учащиеся попытаются самостоятельно разработать рекомендации по преодолению и профилактике наиболее распространенных проблем, возникающих во время сдачи экзаменов.

Каждой группе предлагается одна из проблем, выявленная при выполнении проекта «Зона риска», и круглая карточка из плотной белой бумаги.

На одной стороне карточки следует изобразить спасательный круг с надписью «Средство от…» (указать проблему), а на оборотной стороне дать рекомендации.

Через несколько минут после начала работы над проектом «Спасательный круг» ведущий дает дополнительную инструкцию:

Не останавливайтесь на банальных рекомендациях. Попробуйте представить, что любит ваш организм. Пусть ваши рекомендации также будут разнообразны, не бойтесь ошибиться.

По завершении проекта представители групп рассказывают, к каким выводам они пришли, и дают советы своим одноклассникам.

Ведущему полезно показать подросткам комплексный характер проблемы, сравнив рекомендации для разных органов и систем. Например, для глаз читать лежа вредно, а для позвоночника вредно много сидеть над книгой, полезно лежать, распрямив позвоночник. Так можно ли читать лежа? Если да, то при каких условиях?

Обращает на себя внимание тот прискорбный факт, что учащиеся редко указывают на необходимость выполнения физических упражнений, регулярных занятий спортом, активного образа жизни. Чаще рекомендации сводятся к поддержанию определенных поз, чередованию активностей, введению пауз, прогулок.

На данном занятии важно помочь подросткам увидеть проблему. Это более важно, чем знание конкретных способов ее преодоления. Поэтому психолог не должен увлекаться «полезными советами» или жестко критиковать несостоятельные с медицинской точки зрения рекомендации. Советы забудутся, а желание думать о здоровье останется.

Итак, какими бы ни были советы, каждый «Спасательный круг» следует прикрепить к фигурке человека с помощью скотча или прорезать круг посредине и надеть, например, на руку фигурки. Примечательно, что участники хотят «спасти» своего человечка: волнуются за его судьбу. Есть надежда, что после проведения тренинга они будут волноваться и за свое здоровье.

Результаты этого проекта даны в приложении 4.

 

4 часть. Подведение итогов

Дискуссия

В заключительной части следует остановиться на двух основных выводах.

Первый вывод — здоровье можно сохранять с помощью своих же собственных усилий.

Второй относится собственно к учебной деятельности. Занятие наглядно может продемонстрировать эффективность метода погружения в проблему для организации последующего сообщения по данной проблеме. Задайте группе вопрос, кто мог бы после сегодняшнего занятия при необходимости рассказать школьникам младших классов о том, как вредит здоровью неправильное поведение при подготовке к экзаменам или выполнении домашней работы? Могли они сделать такое сообщение до начала тренинга? Осознавали ли они, что владеют достаточным количеством информации, которую только необходимо извлечь из памяти и организовать? Посоветуйте вспомнить об этом на экзамене.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *