Методическая копилка

МБОУ кадетская школа-интернат

«Уваровский кадетский корпус им. Святого Георгия Победоносца».

 

 

Рассмотрена и рекомендована Утверждено:

к утверждению МО учителей Приказ № 52/6 от 6.09.2012

естественно-социального цикла Директор______________Кудрявцев Е.А.

Протокол № 1 от 5.09.2012г.

 

 

 Рабочая программа

учебного курса

«За страницами учебника истории»

 

Программу составили:

Шарова Н.В., к.и.н.,

учитель истории и обществознания

Чурикова И.В., учитель МХК

 

Уварово

2012-2013 уч.г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методические материалы курса «Повышение качества знаний обучающихся на основе интеграции предметов гуманитарного цикла» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» (Из сборника «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории». М.: Дрофа, 2006). Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Курс предназначен для учащихся выпускного класса.

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к участию в конкурсах и предметных олимпиадах различного уровня и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена (экзамен по истории в форме ЕГЭ введен как экзамен по выбору).

Данный учебный курс построен в соответствии с учебной программой по истории России и МХК для 10 -11 классов средней общеобразовательной школы и ориентирован на систематизацию знаний гуманитарных дисциплин.

Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ 2011 по истории содержит рекомендации по изучению вопросов истории культуры в связи с низкими результатами знаний выпускников по этой проблеме. Тем не менее в Аналитическом отчете ФИПИ по результатам ЕГЭ 2012 по истории указано, что в части А сравнительно низкие показатели зафиксированы при выполнении заданий на знание фактов по истории культуры независимо от периода истории.

В 2012-2013 учебном году произошли существенные изменения – и в структуре, и в содержании КИМ по истории. Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников. В частности добавлены блоки заданий на работу с иллюстративным материалом (В12–В13), относящимся к области истории культуры. В задании С6 представлены четыре исторических деятеля, среди которых встречаются художники, писатели, скульпторы, архитекторы.

Специфика вопросов культуры состоит в том, что необходимо усвоить значительное количество сведений (имена деятелей культуры, произведения, достижения и т.п.), которые зачастую не связаны с личным опытом (читательским, творческим и т.п.) и впечатлениями учеников. Следует учитывать, что история культуры едва ли может быть понята вне социально-экономического и политического контекста эпохи. Культура всегда очень наглядно и конкретно отражает общественно-политические и экономические процессы в обществе. Целесообразно использовать эти взаимозависимости. Необходимо добиться формирования у учащихся устойчивых связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с учителей истории и МХК сможет помочь лучше подготовить обучающихся к конкурсам, олимпиадам и итоговой государственной аттестации.

Для решения перечисленных задач необходимо дополнительное время и углубленное изучение тем. Предложенный курс позволяет ученикам «отработать» усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории и МХК.

В процессе работы используются рекомендованные Министерством образования и науки РФ сборники тестов, материалы ЕГЭ. Большой объём фактического материала по курсу не позволяет развернуть эту работу в урочное время на востребованном уровне. Учебный материал отражает основные педагогические принципы обучения. Список литературы содержит перечень учебных, научных, научно-популярных изданий.

Данная рабочая программа рассчитана на детей, мотивированных на обучение и хорошей успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания.

При реализации программы учителя ориентируются на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

​ школьную лекцию;

​ семинарские занятия с использованием привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.

​ уроки-практикумы;

​ самостоятельные работы школьников с различными материалами;

​ задания, направленные на групповую форму.

​ написание сочинений-эссе.

​ занятия-презентации,

​ уроки-проекты и др.

​ уроки с использованием мультимедиа.

 

Программа составлена с целью повышения качества знаний по МХК и истории в рамках участия в предметных олимпиадах и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена по истории.

При этом решаются задачи:

​ изучить возможность интеграции предметов гуманитарного цикла (история, МХК);

​ систематизировать материал курсов МХК и истории в плане интегрированного обучения;

​ апробировать взаимодействие преподавания МХК и истории;

​ выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания;

​ воспитывать у учащихся осознанные мотивы учения;

​ формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории и культуры с древнейших времён до начала XXI века;

​ развитие у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степенисложности.

 

Программа рассчитана на 34 часа.

 

По завершении курса обучающиеся должны знать/понимать:

​ основные понятия и термины;

​ основные этапы и особенности исторического процесса в России;

​ содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;

​ важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

​ основные хронологические рубежи, календарные даты истории России;

​ знать основные этапы развития культуры России;

​ формулировать содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской культуры в различные исторические эпохи;

​ знать круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах.

 

После изучения курса учащийся должен уметь:

​ применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;

​ сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;

​ осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;

​ теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;

​ совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;

​ классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии и др.

​ решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности;

​ уметь анализировать явление культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст

использовать полученные знания в повседневной жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

в результате изучения курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории;

• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность событий.

Знание фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

• рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение важнейших исторических, культурологических понятий и терминов;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Вводное занятие

Проблемы изучения истории культуры России на современном этапе: содержание понятия «культура России»; методы изучения и источники; задачи курса; хронология и периодизация истории культуры России.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – коллоквиум / индивидуальное собеседование. -1 час

Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Проблемы этногенеза славян, значение изучения исторического феномена «славянства» для осмысления архаических основ культуры России; славянское язычество как тип культуры; особенности языческой культуры восточных славян; мифология восточных славян как основа социокультурной модели; эволюция культуры восточных славян в границах дохристианского периода (VI-X вв.). Двоеверие как феномен древнерусской культуры.

Лекции – 1 час.

Форма контроля — самостоятельная работа (изучение источников, учебной и научной литературы) – 1 час.

Культурное развитие русских земель и княжеств в X – середине XIIв.

Исторические и культурные причины принятия христианства; «крещение Руси» и глобальные культурные сдвиги; византийская культурная модель и проблемы развития древнерусской культуры; древнерусское государство и культура Киевской Руси; древнерусская литература XI-XII вв. как особая форма культурного сознания; развитие изобразительного искусства в домонгольской Руси, основные центры, изменения историко-культурной парадигмы.

Лекции – 1 час.

Форма контроля — Самостоятельная работа – (изучение источников, учебной и научной литературы по теме) 1 час.

Культура Древней Руси периода татаро-монгольского завоевания (XIII

– первая половина XV вв.).

Утверждение религиозных идей – деятельность Сергия Радонежского, русские монастыри. Культура Новгорода XIII – XIV века – архитектура, новгородская школа иконописи, творчество Феофана Грека. Москва – новый культурный центр: ранняя московская архитектура, начало развития московской живописи, высокий иконостас, творчество Андрея Рублева. Проблема «религиозного ренессанса» древнерусской культуры XV века.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – тест – 1 час.

Культура Московской Руси. Религиозные споры конца XV – начала XVI вв.; утверждение идеи «Москва – третий Рим» и ее значение для развития древнерусской культуры. Феномен самодержавия в культурной истории России. Отражение новых культурных идей в древнерусской письменности и литературе (общественная и религиозная публицистика, «Домострой», «Великие Четьи Минеи» и др.). Изобразительное искусство Московского государства в конце XV – XVI вв. – Московский кремль, шатровый стиль храмового зодчества, грозненская школа иконописи).

Лекции – 1 час.

Форма контроля – тест – 1 час.

Своеобразие русской культуры XVII века. Процессы «обмирщения», их культурно-исторические причины и последствия. Церковный раскол и его значение в культурной истории России. Особенности художественной культуры XVII века: архитектурное «узорочье», «нарышкинское барокко», гражданская каменная архитектура; строгановкая школа иконописания, живопись мастеров оружейной палаты, парсуна. «Светская повесть» в контексте традиций древнерусской письменности.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – задания блока В – 1 час.

Культура России Нового времени.

Особенности перехода России на культурные позиции Нового времени. Реформы Петра I в сфере культуры и изменение всего жизненного уклада Древней Руси. Проблемы современной научной оценки реформ рубежа XVII-XVIII веков. Развитие форм светской культуры: гражданская архитектура, портретная живопись, новые формы повседневной культуры. Развитие общественной мысли в Петровскую эпоху: И.Т. Посошков «Книга о скудости и богатстве».

Лекции – 1 час.

Форма контроля – задания блока С – 1 час.

«Век Просвещения» в России. От инициатив Петра I в области просвещения к образовательным проектам и становлению системы образования в эпоху Екатерины II. Развитие различных институтов просвещения: школа, высшее образование, специальное образование, воспитательные учреждения, книгоиздательство, периодическая печать, театр, наука, художественная литература и т.д. Отражение культурных идей эпохи в литературе, архитектуре и живописи, развитие художественных стилей (от барокко к классицизму). Масонство как феномен культуры России второй половины XVIII века.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – собеседование – 1 час.

Русская культура первой половины XIX. Романтизм как культурная эпоха русской культурной истории; дворянские идеалы в культуре романтизма; отражение идей культуры в русском искусстве первой трети XIX века (литература, архитектура, живопись). Развитие интеллектуальной культуры в первой половине XIX века – концепции исторического пути России.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – выступление на семинаре 1- час.

Развитие культуры во второй половине XIX века Демократизация культуры, расширение образованного сословия, изменение ценностных парадигм. Литература и изобразительное искусство второй половины XIX века как отражение актуальных культурных проблем.

Лекции – 1 час.

Форма контроля — самостоятельная работа (изучение источников, учебной и научной литературы по теме) – 1 час.

Культура России на рубеже XIX-XX веков

«Серебряный век» как культурная эпоха – основные идеи русского «серебряного века» в контексте культуры европейского модерна. Широта и многообразие художественных поисков «серебряного века» – направления, течения, кружки и школы в изобразительном искусстве и литературе. Роль института меценатства в развитии русской культуры. Русская религиозная философия как феномен интеллектуальной культуры конца XIX – начала XX века.

Лекции – 1 час.

Форма контроля — тест – 1 час.

Культура советской эпохи

Революция и культура. Модель отношений «власть-художник». Культурные преобразования большевиков в первое десятилетие советской власти. Многообразие и плюрализм художественной жизни 1920-х годов. Конструктивизм и авангард ранней советской эпохи как общеевропейские стили. Формирование образа «нового человека» средствами художественной культуры. Динамика культурных процессов в границах 1920-х годов. «Первая волна» русской культурной эмиграции и начало формирования культуры «русского зарубежья».

Лекции – 1 час.

Форма контроля – защита учебного проекта – 1 час

Сталинизм и культура. Характер изменений политики правящей партии в сфере художественной культуры в конце 1920-х – начале 1930-х годов; формирование системы управления культурой и тотального контроля ее развития. Репрессивные меры руководства культурными процессами. Культ личности вождя и значение этого для создания художественных форм. Искусство «социалистического реализма» как феномен советской культуры. Монументальный стиль «сталинский ампир» в архитектуре как выражение господствующих политических идей. Культура периода Великой Отечественной войны – изменение ценностных ориентиров. Динамика культурных процессов в границах тоталитарной эпохи.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – тест (блоки В и С) – 1 час.

Культура периода «оттепели». Позитивные изменения в сфере культуры – либерализация форм контроля и возможности расширения художественных поисков. Роль «шестидесятников» в осуществлении культурных сдвигов. Художественная и культурная жизнь эпохи. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущева, его политической позиции и значение этого для развития культуры.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – авторская презентация – 1 час

Культура эпохи «застоя». Политические причины изменения векторов культурного развития. Феномен «застоя» в сфере культуры. Реальная дифференциация в художественной среде – официальная и «полуофициальная» культура. Явление «другой культуры» – литература и искусство андеграунда. Культурные причины смены эпох.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – тест (блок А) – 1 час.

Современная культурная ситуация в России. Исторические проблемы современного развития русской культуры. Глобализация и особенности культурного развития в современную эпоху.

Лекции – 1 час.

Форма контроля – семинар – 1 час.

Итоги курса.

Подведение итогов курса. Итоговое тестирование. – 2 часа

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

Дополнительная литература для обучающихся:

1.​ Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. – М.: АЙРО-ХХ, 1998

2.​ Баранов В.В. История России с древнейших времен до конца ХХ в. Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3.​ Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983..

4.​ Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. – М., 2002.

5.​ Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. – М., 1979.

6.​ Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

7.​ Великая Русь: История и художественная культура, X – XVII век / Под ред. Д.С. Лихачева и др. – М., 1995.

8.​ Георгиева Г.С. История русской культуры: Учебное пособие. – М., 1999.

9.​ Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. Ч 3. ХХ век: выбор моделей общественного развития. М.: Знание, 1994.

10.​ Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. – М.: Республика, 1998.

11.​ Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.,1994.

12.​ Ильина Т.В. Отечественное искусство. – М., 1994.

13.​ История культуры России. – М., 1993.

14.​ История русской культуры IX-XX вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева. М.Р. Зезина; – М.: Дрофа, 2002.

15.​ История страны / История кино. (Под. ред. доктора исторических наук С.С. Секиринского). – М.: Знак, 2004.

16.​ Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое издание.

17.​ . Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991.

18.​ . Ключевский В.О. Лекции по русской истории. Любое издание.

19.​ Кондаков И.В. Культура России. – М.,1999.

20.​ Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. Ч.2. Расцвет и закат Российской империи (XIX-нач.ХХ вв.). М.: Знание, 1994.

21.​ Лещенко В.Ю. Семья и русское православие: XI – XIX вв. – СПб., 1999

22.​ Малиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917-1991 / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.

23.​ Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988

24.​ Очерки истории русской культуры XIX века. Т. 1-6. – М., 1998-2005

25.​ Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М., 1976.

26.​ Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. – М., 1978.

27.​ Очерки русской культуры XIII – XV веков: В 2-х т. – М., 1969-1970. – Т.1: Материальная культура; – Т.2: Духовная культура. 150.Очерки русской культуры XIII–XV веков / Под ред. А.В. Арциховского. – М., 1969.

28.​ Очерки русской культуры XVI века: В 2-х т. – М., 1977. – Т.1: Материальная культура; – Т.2: Духовная культура.. 152.Очерки русской культуры XVII века: В 2-х т. – М., 1979. – Т.1: Материальная культура. Государственный строй; – Т.2: Духовная культура.

29.​ Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б.И. Краснобаева, Б.А. Рыбакова: В 4 ч. – М., 1985 – 1990.

30.​ Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма – СПб: Журнал «Нева», 2000.

31.​ Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 1999.

32.​ Русская художественная культура конца XIX–нач. ХХ века. Кн. 2. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. – М., 1969.

33.​ Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. – М.Забелиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – М., 1990.

34.​ Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

35.​ Словарь основных понятий и терминов по истории России (IX-XX вв.). Учебное пособие для учащихся средних школ и абитуриентов вузов. Тамбов, 1997.

36.​ Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIII вв. – М., 1968.

37.​ Хрестоматия по истории России 1917-1040: Пособие для учащихся ст. классов / Сост. М.Е. Главацкий и др. М.: Аспект Пресс, 1995.

38.​ Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кн. М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

 

Методическая литература для учителя:

1.​ Безносов А.Э., Кушнерёва Ю.В.. История. Россия и мир: Тесты.9-11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.

2.​ Бердинских В.А. История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.

3.​ Бригадина О.В. История культуры России новейшего времени: Комплекс учеб.-информ. материалов / Минск: ООО Юнипресс, 2003.

4.​ Владимирова О.В.история: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». М.:АСТ: Астрель, 2009.

5.​ Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.-М: Школьная пресса. 2003.

6.​ Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9-11 кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001.

7.​ Драхлер А.Б.. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2008.

8.​ История: Тесты для 11 кл. Варианты и ответы  централизованного тестирования. — М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010гг.

9.​ История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ: Работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьев, Н.И. Чеботарева. Волгоград: Учитель, 2004.

10.​ Кадневский В.М. История России ХХ в. в тестах. Ч 1-4. М., 1999.

11.​ Кадневский. В.М. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2007.

12.​ Кадневский В.М.. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.

13.​ Кацва Л.А.  История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

14.​ Орлов А.С., Т.Л. Шестова. Основыкурса истории России. Тесты. — М.: Простор, 2001.

15.​ Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010./История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.:АСТ:Астрель,2009.

16.​ Сердюк Т. Г. «К вопросу об отношении истории к искусству» //«Преподавание истории в школе» № 5. 1998.

17.​  Степанова Л.Н., Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.

18.​ 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие/Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.

19.​ http://festival.1september.ru/articles/418789/

20.​ http://festival.1september.ru/articles/604607/

21.​ http://www.school363.ru/history/

22.​ http://www.irgali.ru/joom/content/view/125/55/

23.​ http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-integratsiya-kursov-literatury-i-mirovoy-hudozhestvennoy-kultury-v-protsesse-esteticheskogo-obrazovaniya-starsheklassniko

24.​ http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4640/Itemid,88/

25.​ http://www.fipi.ru/view

 

 

Онлайн тесты по теме «История культуры»

1.​ http://www.samsdam.net/culturalstudies/

2.​ http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Kultura-Moskovskoj-Rusi-XIV-XV-vv-3803/Default.aspx

3.​ http://oltest.ru/tests/studentam_mfua/kulturologiya/

4.​ http://www.moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_zolotoy_vek_russkoy_kultury.html?test_start&operation=exrc_show

5.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/149840/

6.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/121470/

7.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/103681/

8.​ http://www.ist-iv.ru/onlain/ist_6/Russkaja_kultura_XIV-XVI_vv.html

9.​ http://bruma.ru/test/

10.​ http://martisha.ortox.ru/russkijj_jazyk_5,_6,_10_klass/view/id/1126201

11.​ http://www.biblioclub.ru/online_tests/

 

 

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вариант 1

A1 Что из названного относится к последствиям ордынского владычества на Руси?
1) расцвет вечевых порядков в русских землях
2) возвращение к язычески верованиям
3) замедление культурного развития
4) усиление связей между отдельными частями русских земель

A2 Что из перечисленного относится к достижениям культуры в России XVI в.?
1) творения иконописца Андрея Рублёва
2) возведение храма Покрова на Нерли
3) начало книгопечатания
4) творения зодчего Василия Баженова

A3 Покровский собор на Рву, известный как собор Василия Блаженного, был создан
1) Бармой и Постником
2) Аристотелем Фиораванти и Алевизом Новым
3) Феофаном Греком и Андреем Рублёвым
4) Дионисием и Симоном Ушаковым

A4 В конце XVII в. в храмовом зодчестве появился новый стиль —
1) нарышкинское барокко
2) классицизм
3) рококо
4) византийский

A5 Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.
«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».
1) «Апостол»
2) «Русская Правда»
3) «Изборник»
4) «Повесть временных лет»

A6 Что из названного относится к политике Екатерины II в области образования?
1) открытие Московского университета
2) учреждение Шляхетского (дворянского) корпуса для подготовки офицеров
3) преобразование цифирных школ в солдатские
4) основание Славяно-греко-латинской академии

A7 Представители общественной мысли 1840—1850-х гг., идеализировавшие прошлое России, считавшие, что она должна идти своим путём, а не следовать примеру ведущих европейских стран, назывались
1) староверами
2) нигилистами
3) славянофилами
4) социалистами

A8 Храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома до конца XVII в. — это
1) Благовещенский собор
2) храм Василия Блаженного
3) Успенский собор
4) Архангельский собор

A9 Прочтите высказывание А. И. Герцена и укажите имя автора письма.
«»Письмо» его потрясло всю мыслящую Россию. Оно имело полное право на это. После «Горя от ума» не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними — десятилетнее молчание, 14 декабря, виселица, каторга, Николай. <...> Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».
1) А. С. Пушкин
2) В. Г. Белинский
3) Н. Г. Чернышевский
4) П. Я. Чаадаев

A10 Кто из перечисленных ниже деятелей культуры являлся художником-передвижником?
1) И. Н. Крамской
2) А. М. Опекушин
3) В. И. Баженов
4) К. П. Брюллов

A11 Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более я убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
1) С. И. Мамонтов
2) С. В. Рахманинов
3) С. П. Дягилев
4) Ф. И. Шаляпин

A12. Прочтите отрывок из мемуаров и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.
«Вчера И. С. Тургенев, автор «Записок охотника», по высочайшему повелению посажен на съезжую за статью, напечатанную им о Гоголе в «Московских ведомостях», где Гоголь назван великим. Тургенева велено продержать на съезжей месяц, а потом выслать из столицы, в деревню, под надзор полиции».
1) 1810-е гг.
2) 1850-е гг.
3) 1890-е гг.
4) 1900-е гг.

A13. К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?
1) Товарищество передвижных художественных выставок
2) «Бубновый валет»
3) «Серапионовы братья»
4) Ассоциация художников революционной России

A14. Выдающимися архитекторами XVIII в. были
1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин
2) Матвей Казаков, Василий Баженов
3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов
4) Иван Кулибин, Иван Ползунов

A15. Что из перечисленного можно отнести к последствиям культурных преобразований в СССР в довоенный период?
1) создание первого университетского устава
2) объединение советской интеллигенции в творческие союзы
3) распространение диссидентского движения
4) отмена политической цензуры

A16 Из перечисленных исторических лиц скульптором был
1) М. М. Антокольский
2) И. Е. Репин
3) Ф. И. Шаляпин
4) М. П. Мусоргский

А17. Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию.
«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С. С. Прокофьев
2) А. В. Александров
3) А. И. Хачатурян
4) Д. Д. Шостакович

A18. Повесть «Оттепель», давшая название периоду правления Н. С. Хрущёва, принадлежит писателю
1) И. Г. Эренбургу
2) М. А. Шолохову
3) А. И. Солженицыну
4) М. М. Зощенко

A19. Для культурной жизни в период «оттепели» было характерно
1) создание Союза писателей
2) полное отсутствие цензуры
3) начало издания произведений о жизни заключённых ГУЛАГа
4) господство авангардного направления в живописи

A20. Выдающийся кинорежиссёр, снявший комедии «Самогонщики», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», —
1) Л. И. Гайдай
2) М. Л. Ростропович
3) В. И. Белов
4) Ю. П. Любимов

A21. Общественная и культурная жизнь страны в период правления Л. И. Брежнева характеризовалась
1) введением платного школьного образования
2) отменой цензуры
3) ростом кинопроизводства
4) проведением политики гласности

B1 Расположите имена представителей культуры в хронологическом порядке их жизнедеятельности. Запишите цифры, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в ответ.
1) иконописец Андрей Рублев
2) летописец Нестор
3) художник М. А. Врубель
4) зодчий В. И. Баженов
5) поэт А. С. Пушкин

B2. Какие три деятеля культуры второй половины XX в. из перечисленных ниже являлись (являются) кинорежиссёрами? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Э. А. Рязанов
2) И. С. Глазунов
3) С. С. Говорухин
4) Л. И. Гайдай
5) А. М. Шилов
6) Э. И. Неизвестный

B3. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и науки 1920—1930-х гг. и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и каких-либо символов (не более четырех цифр).
ФАМИЛИИ
А) А. А. Ахматова
Б) А. Н. Туполев
В) С. С. Прокофьев
Г) А. П. Довженко
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) кино
2) наука и техника
3) литература
4) музыка
5) живопись

B4. Ниже приведён перечень фамилий архитекторов. Все они, за исключением одного, относятся к XIX в. Найдите и запишите фамилию, относящуюся к другому историческому периоду.
К.А.Тон, К.И.Росси, Д.И.Жилярди, Д.Трезини, В.О.Шервуд

B5. Напишите пропущенное слово.
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ________.

B6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Исторические личности Представители культуры Достижения культуры
Князь Ярослав Мудрый __________(А) «Слово о Законе и Благодати»
__________(Б) Аристотель Фиораванти __________(В)
Императрица Елизавета Петровна __________(Г) __________(Д)
__________(Е) В. Баженов дом Пашкова в Москве

Пропущенные элементы:
1) Зимний дворец
2) Иларион
3) Успенский собор
4) М. Казаков
5) В. Растрелли
6) Иван III
7) императрица Екатерина II
8) император Александр I
9) храм Христа Спасителя
B7. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора
«…15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии
А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.
…17. Како дети учити и страхом спасати
Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.
2) произведение относится к типу житийной литературы
3) произведение является памятником русской литературы XVI в.
4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов
5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные
6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»

B12. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) в настоящее время данный портрет хранится в Эрмитаже
2) на фотографии изображена парсуна царя Ивана Грозного
3) данное изображение выполняло роль иконы в одном из кремлёвских храмов
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVII в.
5) портретная живопись в форме парсун просуществовала в России до XIX в.
B13. Какой из храмов был создан в тот век, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите цифру, под которой оно указано

C4. Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую, советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии.
Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.

C5. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

C6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.
Андрей Рублёв; А. И. Солженицын. А. С. Грибоедов; Ч. Диккенс

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вариант 2

A1 Мастер Дионисий работал над росписями:
1) Троице-Сергиева монастыря
2) Ферапонтова монастыря под Вологдой
3) Андроникова монастыря в Москве
4) Данилова монастыря

A2 Кто из князей повелел возвести стены Московского Кремля из красного кирпича и пригласил в Москву итальянских мастеров Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и др.?
1) Иван Калита
2) Иван Грозный
3) Дмитрий Донской
4) Иван III

A3 Какое из названных литературных произведений повествует о Куликовской битве?
1) «Апостол»
2) «Задонщина»
3) «Поучение детям»
4) «Русская Правда»

A4 Какой из названных памятников был построен в XII в.?
1) церковь Покрова на Нерли
2) Архангельский собор Московского Кремля
3) Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве
4) церковь Вознесения в селе Коломенском

A5 Прочтите отрывок из документа и укажите, о каком князе идёт речь.
«Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева… Князь одержал победу… В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь и, распространив Киев, обвёл его каменными стенами… он назвал их главные врата Золотыми, а новую церковь Святою Софией…»
1) Александре Невском
2) Дмитрии Донском
3) Ярославе Мудром
4) Иване Калите

A6 Из перечисленных лиц композитором был
1) Н. М. Карамзин
2) В. И. Даль
3) Ф. И. Шаляпин
4) М. П. Мусоргский

A7. Какое из названных сооружений спроектировал архитектор В. И. Баженов?
1) дом Пашкова в Москве
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
4) Смольный институт в Санкт-Петербурге

A8 В честь рождения наследника Василием III в Москве была построена
1) церковь Покрова, что на Рву
2) церковь Ризоположения
3) церковь Покрова в Филях
4) церковь Вознесения в Коломенском

A9 К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской земли относится
1) Церковь Спаса на р. Нередице
2) собор Василия Блаженного
3) Церковь Покрова на Нерли
4) Церковь Фёдора Стратилата на Ручье

A10 Издателем сатирических журналов «Трутень» и «Живописец» был
1) А. Радищев
2) М. Ломоносов
3) Н. Новиков
4) Г. Потемкин

A11. Прочтите отрывок из работы историка С. Г. Пушкарёва и определите название творческого объединения, о котором идёт в нём речь.
«Страстная оппозиция классическому, академическому стилю оперного искусства исходила от [этого объединения]. Пианист М. А. Балакирев стал вдохновителем и вождём этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с «народниками» в литературе и «передвижниками» в живописи. В [объединение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М. П. Мусоргский, учёный-химик А. П. Бородин и морской офицер Н. А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающимися композиторами. Они стремились к реализму и народности в музыке».
1) «Могучая кучка»
2) «Левый фронт»
3) «Арзамас»
4) «Мир искусства»

A12. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Вслед за Москвой и Петербург принял мою сценическую новизну, как живую театральную правду. Я искренно торжествовал. Но не только за себя. Вместе со мной торжествовала на концертных эстрадах моя любимая «Блоха». Мусоргского я уже одолел, его песни и романсы не звучали уже у меня тускло — я нашёл их единственную интонацию… Когда меня скоро опять позвали на императорскую сцену… вместе с моим репертуаром вступила в императорские театры, торжествуя, и русская музыка».
1) С. П. Дягилев
2) Ф. И. Шаляпин
3) С. И. Мамонтов
4) С. В. Рахманинов

A13. Что было одной из характерных черт развития культуры в России в начале XIX в.?
1) творчество художников-передвижников
2) творчество композиторов — участников «Могучей кучки»
3) создание парсун
4) появление нового художественного направления (стиля) — ампир

A14 Крупнейшим архитектором стиля барокко в России являлся
1) М. Казаков
2) В. Баженов
3) В. Растрелли
4) К. Росси

A15. Что из перечисленного можно отнести к последствиям «культурной революции» в СССР?
1) создание сети воскресных церковных школ
2) введение всеобщего среднего образования
3) восстановление памятников архитектуры
4) возникновение первых художественных объединений

A16. Храм Христа Спасителя был построен в Москве в честь
1) взятия Плевны
2) 50-летия победы в Отечественной войне 1812 г.
3) заключения Тильзитского мира
4) присоединения к России царства Польского

A17. Какое из указанных событий культурной жизни произошло позже всех остальных?
1) создание Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского»
2) проведение С.П. Дягилевым «Русских сезонов» в Париже
3) возникновение Товарищества передвижных художественных выставок
4) создание первого в России профессионального театра

A18. Предоставление несколькими журналами литературной трибуны А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко было осуждено в 1946 г. постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б). Укажите названия этих журналов.
1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»

A19. К какому периоду относится создание театра «Современник»?
1) к 1945-1953 гг.
2) к 1953-1964 гг.
3) к 1964-1985 гг.
4) к 1985-1991 гг.

A20. Выдающийся советский композитор, автор балета «Ромео и Джульетта» —
1) А. Ф. Иоффе
2) С. С. Прокофьев
3) И. А. Пырьев
4) А. А. Фадеев

A21. Во второй половине 1960-х гг. на экраны страны вышел художественный фильм, отразивший характерные проблемы советской школы. Укажите название этого кинофильма.
1) «Светлый путь»
2) «Чучело»
3) «Доживём до понедельника»
4) «Дорогой мой человек»

B1 Расположите в хронологической последовательности создания следующие памятники зодчества. Запишите цифры, которыми обозначены памятники, в правильной последовательности в ответ.
1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
2) Успенский собор во Владимире
3) Новодевичий монастырь в Москве
4) Софийский собор в Киеве
5) храм Василия Блаженного в Москве

B2. Какие три из названных ниже понятий, терминов характеризуют развитие русской культуры в XVIII в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) модерн
2) сентиментализм
3) классицизм
4) фреска
5) барокко
6) передвижники

B3. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.
ФАМИЛИИ
A) В.Н. Татищев
Б) А.Н. Радищев
B) Д.Г. Левицкий
Г) В.И. Баженов
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) «Путешествие из Петербурга в Москву»
2) «История Российская с самых древнейших времён»
3) картина «Екатерина-законодательница»
4) комедия «Недоросль»
5) дом Пашкова в Москве

B4. Ниже приведён перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к истории российской культуры. Найдите и запишите термин, относящийся к другой сфере общественной жизни.
Барокко, беллетристика, реализм, фундаментализм, земщина

B5. Напишите пропущенное слово.
Жанр живописи, изображающий военные действия , называется ________.
B6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Архитекторы Памятники архитектуры Место постройки
__________(А) Успенский собор Москва
Доменико Трезини __________(Б) Санкт-Петербург
__________(В) Екатерининский дворец __________(Г)
__________(Д) __________(Е) Москва
Пропущенные элементы:
1) Москва
2) Петропавловский собор
3) Барма и Постник
4) Аристотель Фиораванти
5) Архангельский собор
6) Ф. О. Шехтель
7) В. Растрелли
8) Царское Село
9) Дом Рябушинского
B7. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора
«…15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии
А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.
…17. Како дети учити и страхом спасати
Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.
2) произведение относится к типу житийной литературы
3) произведение является памятником русской литературы XVI в.
4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов
5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные
6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»

B12. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1) здание собора выполнено в стиле раннего классицизма
2) памятник храмового зодчества создан в первой половине XVIII в.
3) автором проекта храма является Доменико Трезини
4) собор посвящён апостолу Петру
5) в соборе похоронены русские цари от Алексея Михайловича до Николая II
B13. Какой из памятников архитектуры, представленных ниже, был построен в том же веке, в котором был создан собор?

C4. Известно, что в XVII в. в России всё большее число людей овладевали иностранными языками. Назовите два из наиболее распространённых тогда иностранных языков и укажите причины важности владения ими в тот период.

C5. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

C6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.
Феофан Грек ;
Симеон Полоцкий .
М. Горький ;
Дж.Лондон