Перспективный план работы педагога — психолога
Утверждаю:
Директор МБОУ Уваровский кадетский корпус
____________ Е.А. Кудрявцев
«_____» ____________ 2012г.
Перспективный план работы
педагога — психолога Гореловой Л.В.
на 2012-2013 учебный год.
Цель: обеспечение условий для полноценного психического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Задачи:
- сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;
- осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психопрофилактической помощи руководителям, педагогическим работникам и родителям;
- определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
- выявление и устранение причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- проведение адаптационных мероприятий со вновь поступившими в учреждение воспитанниками и обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективах;
- определение готовности детей к обучению в школе; переход из начального звена в среднее;
- профориентационная работа в старших классах;
- разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем;
- участие в работе педсоветов, консилиумов и др.
- составление рекомендаций по обучению, воспитанию детей и подростков;
- осуществление научно-методической работы по теме проводимых исследований, методическое обеспечение инновационной педагогической деятельности; проведение ряда организационных мероприятий, направленных на оформление кабинета психолога и необходимой визуальной информации.
№ п\п |
Вид работы |
Условия (форма) проведения |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
Ответственные |
1. |
Диагностическая работа. |
||||
1.1 Диагностика адаптации новичков к учебному процессу. | Тестирование, беседа, наблюдение | Сентябрь
Октябрь Декабрь |
Изучение течения адаптации, выявление дезадаптированных детей, оказание психологической помощи | Психолог | |
1.2 Диагностика уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу. | Тестирование, наблюдение, экспертный опрос учителей | Сентябрь,
Октябрь |
Изучение течения адаптации пятиклассников, выявление детей с неблагоприятным течением адаптации, оказание им психологической поддержки | Психолог | |
1.3. Диагностика интеллектуального и личностного развития уч-ся 9,11 кл. | Методика КОТ | Ноябрь | Определение уровня интеллекта, особенностей характера, темперамента уч-ся. | Психолог | |
1.4. Диагностика мотивации учения учащихся 6-х классов | Анкетирование | Ноябрь | Выявить уровень удовлетворенности школьным обучением, определить доминирующие мотивы обучения. | Психолог | |
1.5. Диагностика социально-психологического климата учащихся 9-х кл. | Социометрия, анкетирование | Ноябрь | Определение уровня сплоченности коллектива, форм взаимодействия в коллектива | Психолог, соц. педагог | |
1.6. Групповое диагностирование профессионального самоопределения учащихся 11 кл.
|
Групповые занятия, тестирование, тренинги | Ноябрь | Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий, раннее выявление профессиональных и познавательных интересов | Психолог
Классные руководители |
|
1.7. Диагностика степени удовлетворенности педагогическим трудом и реализация творческого потенциала | Анкетирование | Январь | Выяснить степень удовлетворенности педагогов своим трудом, наличие эмоционального выгорания педагогов | Психолог | |
1.8. Первичная профориентационная работа с учениками 7,8 классов
|
Тестирование | Февраль
|
Предварительный сбор информации о профессиональных намерениях, раннее выявление профессиональных и познавательных интересов | Психолог
Классные руководители |
|
1.9. Диагностика сформированности профессиональных жизненных интересов уч-ся 9-х кл. Диагностика выбора профиля обучения и дальнейшего образовательного маршрута уч-ся 9-х кл. | Анкетирование, тестирование | Март | Определить интересы учащихся, помочь сориентироваться с выбором профиля обучения. | Психолог | |
1.10. Диагностика готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено | Тестирование, беседа, наблюдение | Апрель
|
Выявление уровней готовности детей к переходу в среднее звено, предварительный прогноз возможных трудностей при обучении в 5 классе | Психолог | |
1.11. Психолого – педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» | Индивидуальное тестирование | В течение года
|
Предупреждение возможных социально-психологических проблем | Психолог
Соц. педагог |
|
1.12 Диагностика общих способностей учеников, индивидуальная диагностическая работа (по запросу участников образовательного процесса) | Индивидуальное тестирование, беседа | В течение года
|
Предупреждение возможных социально-психологических проблем. Оказание индивидуальной помощи по результатам диагностики | Психолог | |
1.13. Диагностика воспитанности учащихся | Анкетирование | Ноябрь
Декабрь |
Сравнение результатов прошлых лет, отслеживание динамики развития детей | Психолог, классные руководители | |
1.14. Изучение психологического климата в коллективе учащихся | Тестирование, беседа, наблюдение | В течение года | Выявление уровня сформированности класса как коллектива | Психолог
Кл. руководители |
|
1.15. Диагностика уровня комфортности в школе, степень удовлетворенности педагогическим трудом. | Опрос, анкетирование, тестирование | 2 полугодие | Изучение эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, разработка рекомендаций для повышения комфортности | Психолог | |
2 | Коррекционно- развивающая работа | ||||
2.1. Работа с детьми «группы риска»
|
Индивидуальные занятия | В течение года
|
Индивидуальное психологическое сопровождение ребенка, оказание помощи родителям, учителям, разработка единой стратегии для развития ребенка | Психолог, социальный педагог, медсестра | |
2.2 Развивающие занятия для пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене. | Групповые занятия | Октябрь
|
Благоприятное течение адаптации, снижение риска возникновения дезадаптированных детей | Психолог | |
2.3. Коррекционно – развивающая работа с учащимися, имеющими низкие результаты по диагностике | Индивидуальные и групповые занятия | В течение года | Повышение уровня развития детей | Психолог | |
2.4. Психотренинг «Готовность учащихся к участию в городских олимпиадах» | Индивидуальные и групповые занятия | Ноябрь | Повышение уровня активности учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательской работе. | Психолог | |
2.5. Развивающие занятия с уч-ся 10-х кл. «Подготовка к ЕГЭ. Обучение навыкам саморегуляции» | Групповые занятия | Апрель | Помочь учащимся повысить уверенность в себе, научить противостоять неудачам. | Психолог | |
2.6. Развивающие занятия с уч-ся 11-х кл. «Подготовка к ЕГЭ. Обучение навыкам саморегуляции» | Групповые и индивидуальные занятия | Май | Помочь учащимся повысить уверенность в себе, поверить в свои силы, научить противостоять стрессовым ситуациям . | Психолог | |
2.7. Развивающие занятия по профориентации обучающихся | Групповые и индивидуальные занятия | Февраль | Оказание помощи в выборе профессии, выбора профиля обучения. | Психолог | |
3. | Психологическое просвещение и профилактика | ||||
3.1. Предупреждение возможных социально-психологических проблем у учеников разных классов | Индивидуальные консультации | В течение года | Психолог
Соц. педагог |
||
3.2. Выявление детей « группы риска» | Групповые и индивидуальные занятия | В течение года.
|
Психолог
Соц. педагог |
||
3.3. Беседы, семинары, лекции с учащимся.
|
Групповые занятия | В течение года
|
Повышение психологической культуры | Психолог
Кл. руководители |
|
3.4 Выступления на родительских собраниях (по запросам классных руководителей) | Беседы, практические занятия, консилиумы
|
В течение года | Повышение психологической культуры родителей | Психолог
Кл. руководители |
|
3.5. Психолого-педагогический практикум для учителей
|
Беседа
Практическое занятие
Практическое занятие |
Октябрь
Октябрь
Февраль |
Повышение психологической культуры, сотрудничество учителей и психолога | Завуч по воспитательной работе
Психолог
|
|
3.6. Занятия для учащихся по формированию навыков ЗОЖ
— «Полезные привычки. Как сохранить здоровье» 8 кл. — «Как противостоять стрессу» 10-11 кл. — «Здоровье – высшее богатство!» 9-11 кл. В течение года
|
Плановые занятия
|
В течение года
|
Снижение риска употребления ПАВ, повышение психологической культуры детей, осмысление необходимости бережного отношения к здоровью | Завуч по воспитательной работе
Психолог Соц. педагог |
|
3.7.Выступления на педсоветах, совещаниях, МО | В течение года
|
Обогащение опыта работы | Психолог | ||
3.8. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ. | Беседа | Апрель
|
Профилактика возникновения стрессов при сдаче ЕГЭ | Психолог | |
3.9. Организация работы психолого-медико-педагогическое консилиума (ПМПк) | Плановые заседания, внеплановые по необходимости | В течение года | Разработка и планирование единой стратегии сопровождения каждого ребенка или параллели в целом в процессе обучения. Направление (по необходимости на ПМПК) | Зам. дир. по УВР
Психолог Соц. педагог Медсестра |
|
3.10. Участие в экспериментальной работе школы | Консультации, диагностическая работа. | В течение года | Психологическое сопровождение участников эксперимента | Психолог | |
3.11. Выпуск стендов, памяток, рекомендаций для учащихся, родителей по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого-педагогической поддержки. | В течение года | Повышение психологической культуры | Психолог | ||
3.12. Самообразование. | В течение года | Повышения уровня квалификации | Психолог | ||
4. | Психологическое консультирование
|
||||
Индивидуальные консультации детей, родителей, педагогов.
|
Индивидуально
Групповые консультации по результатам диагностики |
В течение года
|
Оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Повышение стрессовой устойчивости и саморегуляции педагогов. | Психолог |