Технология нейтрализации агрессивных проявлений.

Технология нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков

        Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии:

  • простое игнорирование реакций ребенка/подростка;
  • выражение понимания чувства ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
  • переключение внимания или предложение какого-либо задания;
  • позитивное обозначение поведения «Ты злишься, потому, что ты устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка или подростка

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Часто дети, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных». Самое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от ребенка или подростка агрессивного поведения, тем самым, провоцируя его. Необходимо проводит четкую границу между поступком и личностью.

 

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции

Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:

  • не подкрепляет агрессивное поведение;
  • демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
  • сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

 

Правило 4. Не усиливайте напряжение ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, — снизить напряжение ситуации.

Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и  агрессию, включают в себя:

  • повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
  • демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы, мимика, жесты;
  • сарказм, насмешки;
  • оценка характера ученика, его личности, личностей его родителей или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему;
  • настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди;
  • угрозы или наказания;
  • оправдания, защита;
  • обобщение «Все вы одинаковы»;
  • придирки;
  • передразнивание;
  • сравнение ребенка /подростка с другими детьми/ подростками;
  • команды, жесткие требования, давление;
  • подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама его причина.

 

Правило 5. Обсуждайте поступок

Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать это нежелательное поведение всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.

В ситуации конфликта стороны возбуждены и невозможно достичь конструктивной договоренности. В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с минимальным количеством слов. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как  ситуация разрешится и стороны успокоятся.

В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе (или в семье). При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребенка /подростка, а к тем правилам, которые он нарушил. Также важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и, прежде всего, для самой личности.

Правило 6. Сохраняйте положительную репутацию

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту, поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель – сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребенком /подростком, становятся самостоятельной побудительной силой  агрессивного поведения личности.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку /подростку выполнить требование взрослого по-своему;
  • предложить ребенку /подростку компромисс, договор со взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, т.е. на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что Вы хотите, но и Вашим способом, можно спровоцировать новый вид агрессии.

 

Правило 7. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. В ситуации столкновения (агрессии) обе стороны теряют самообладание. Возникает дилемма: бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом на основе паритета.

В ситуациях повседневного общения с детьми и подростками необходима демонстрация  альтернативного поведения их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребенка, тем более неагрессивным должно быть поведение взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.

Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы:

  • выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
  • тайм-аут – предоставление возможности ребенку /подростку успокоиться наедине;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора (не насмешек!);
  • признание чувств и интересов собеседника;
  • сообщение своих интересов;
  • апелляция к правилам и т.д.

 

Наибольшая польза от этих приемов  в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

 

Главное условие – искренность взрослого!

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *