Аналитическое обоснование образовательной программы.

  • Аналитическое обоснование образовательной
  • программы

 

В школе сложилась система работы педагогического коллектива по направлениям развития профильного образования, имеется комплект учебно-методических материалов, отражающих реализацию педагогического опыта, имеются материалы диагностики, свидетельствующие об эффективности педагогического опыта. Школа обладает кадровым составом, готовым к реализации научно-методических функций, и материально-технической базой, которая соответствует направлениям деятельности школы-интерната.

С каждым годом растет количество кадетов – участников, призеров и победителей олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня. Количество учащихся занятых внеурочной деятельностью ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ занятости обучающихся свидетельствует о положительной динамике массового участия кадетов в социально значимой деятельности и о том, что данная система реализует потребности учащихся и предлагает востребованные  студии, кружки, секции.

Кадеты, занимающие в кружках и секциях,  постоянно участвуют во  всех школьных мероприятиях,  принимают участие во Всероссийских и  областных мероприятиях, творческих проектах.

 

— Социальный заказ на образование – это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения.

Государственный заказ (определяется нормативными документами, в первую очередь государственным стандартом)

Школа-интернат предоставляет образовательные услуги, ориентированные на социальный заказ общества. Школа  выстраивает сотрудничество со всеми структурами, которые являются активными  участниками  построения педагогической системы  школы. Для педагогического   коллектива  одна из главных задач —  установление  партнерских отношений с предприятиями и учреждениями, способными  содействовать  образовательному процессу школы.

Кадетская школа-интернат выполняет социальные заказы и со стороны государственных структур (март 2009г) подписаны договоры с УФСИН, (сентябрь 2011 г) с УМЧС по Тамбовской области, которые позволяют определять профильное обучение.

Потребности обучающихся и ожидания родителей  (выявляются по результатам опросов, анкетирования, их оценок педагогов)

С учетом запросов родителей и их детей, возможностей материально-технической базы кадетской школы-интерната, в рамках реализации программ профильного обучения на третьей ступени образования
определены 5  профилей. Оборонно-технический, социально-гуманитарный, химико-биологический, открыты классы для девочек по типу Мариинской гимназии.

 

  1. Цели, планируемые результаты, задачи и приоритетные направления работы школы-интерната

—           Миссия школы

Анализ исторического опыта и современной практики создания и функционирования кадетских общеобразовательных учреждений, изучение социально-образовательной ситуации, образовательных запросов и потребностей среди разных слоев населения Тамбовской области дает возможность определить Миссию кадетского образования – возрождение российской системы воспитания высоконравственных и интеллектуально развитых граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству.

Учитывая приоритетный национальный проект «Образование», который остается одним из ключевых механизмов развития общего образования, основные направления реализации  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Тамбовской области, основная  миссия кадетского образования на Тамбовщине остается по-прежнему предназначением кадетской школы-интерната города Уварово.

К отличительным особенностям современного содержания кадетского образования относятся:

— реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих кадетский компонент, программ дополнительного образования, кадетского воспитания, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной службе;

— приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, символами и ритуалами кадетских корпусов прошлого;

— ранняя профессиональная ориентация юношей по профилю образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования, осуществляющего подготовку к государственной службе;

— особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

— сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет.

Миссия Мариинских классов определяется следующим образом — это Мариинские классы для девочек, имеющих разный уровень социального и индивидуального развития, обеспечивающее их интеллектуальное, творческое и нравственное развитие.

 

Цель школы-интерната (Типовое положение) — интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

 

Задача школы-интерната —  создать условия

для достижения высокого уровня социальной зрелости выпускника,

его готовности к самостоятельной жизнедеятельности в обществе постоянных перемен,

к профессиональному образованию в интересах личности и государства, к духовно-нравственному самосовершенствованию,

к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.

 

Цель программы:

Модернизация содержания образовательной деятельности школы, обеспечение образовательного процесса, предусмотренного базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, учебным планом образовательных классов школы; обеспечение выполнения заказа родителей и обучающихся на профессиональную подготовку, переход на профильное обучение.

 

Основные  задачи   программы:

  • обновление содержания кадетского образования и повышение его качества;
  • создание информационно-образовательного пространства, которое способно обеспечить выявление, развитие и  формирование личности, обладающей рядом ключевых компетенций;
  • создание условий для возникновения новой учебно-организационной структуры, которая успешно реализует внедрение инновационных технологий в образовательный процесс;
  • создание единого функционального комплекса образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для развития кадетов в соответствии с их склонностями, способностями и интересами;
  • научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса;
  • сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса;
  • развитие системы управления кадетской школы-интерната;
  • совершенствование механизмов оценки качества кадетского образования.

 

Цель воспитательной работы

формировать  интеллектуально развитую, физически здоровую личность, способную к выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству.

Задачи воспитательной работы:

—     воспитать патриота и гражданина России;

  • сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину, активную жизненную позицию;
  • подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях;
  • сформировать у кадетов умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками;
  • привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии Отечества;
  • воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга, желание достигнуть поставленных целей, к непрерывному совершенствованию;
  • воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и мире.
  • становление современной образованной деловой Дамы, духовно — богатой культурной Женщины, любящей Матери, умелой Хозяйки.

Особое место в системе воспитания занимает нравственное и физическое воспитание, формирование здорового образа жизни, желание физически совершенствоваться.

 

 

Целями основной образовательной программы основного    общего  образования являются:

создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через деятельностный принцип организации  образования;

— организация образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

 

Целями основной образовательной программы среднего общего  образования являются:

— выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через   создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;

— получение школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться  в выбранном вузе.

     

Образовательная программа   содержит перечень основных видов деятельности  обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

 

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования.

 

  1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
    2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
    3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности.

Для этого:

  • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.
  1. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка.

Для этого:

  • ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;
  • поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;
  • обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)

Виды деятельности подростка, связанные с учебной деятельностью :

  • совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
  • совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта;
  • исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,  осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;
  • деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);
  • творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание;
  • спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

 Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности :

  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
  • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

                         Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу основного общего  образования.

 

  • Реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах с постепенным расширением  возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов  с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.
  • Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области  самостоятельности.
  • Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.
  • Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.

 

                          

 

 Виды деятельности старших школьников:

  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах профильного образования.
  • Индивидуальная  учебная  деятельность  в рамках  индивидуальной образовательной программы  старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных  школах.
  • Конструкторско-исследовательская деятельность по конкретной профильной теме.
  • Организационно-проектная социальная деятельность в рамках  индивидуальной  образовательной программы старшеклассника.
  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения.

           

Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами  деятельности .

  • Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации.
  • Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.
  • Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными  и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые  формы  организации деятельности.
  • Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.
  • Сформировать стартовые представления  о сфере своих профессиональных интересов,  оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.

 

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу полного общего  образования.

 

  • Реализовать  образовательную программу старшей школы в  организационно-учебных  базовых элементах и формах высшего образования.
  • Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования и личностного развития.
  • Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений.
  • Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий .
  • Организовать систему проектно-аналитических событий, в ходе которых  оформляется социальная, гражданская и профессиональная позиция учащихся.

 

Направления деятельности  школы-интерната:

  • Интеграция общего и дополнительного образования, развитие системы дополнительного образования, организация профильного обучения за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
  • Выстраивание системы поддержки талантливых детей  через систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода обучения в школе.
  • Совершенствование учительского  потенциала;
  • Формирование современной школьной инфраструктуры;
  • Внедрение системы работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

 

Ожидаемыми результатами реализации общеобразовательных программ являются:

— основное общее образование (5-9 классы) – достижение уровня функциональной грамотности, соответствующего стандарту основной школы, готовность к профильному обучению на III ступени обучения;

— среднее (полное) общее образование (10-11 классы) – достижение уровня общекультурной компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего стандарту средней школы.

 

  1. Содержание образования

Содержание общего образования и воспитания в кадетской школе-интернате определяется рабочими программами, разрабатываемыми и реализуемыми кадетской школой-интернатом самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Учебно-воспитательная работа строится в соответствии с достижениями современной науки, требованиями педагогической и военной практики на основе последовательного соединения теоретического обучения с практической подготовкой кадет. Весь учебно-воспитательный процесс проникнут принципами православного вероучения и русских воинских традиций, что должно проявляться не только на соответствующих занятиях, но и во всей жизни кадетского корпуса.

Подготовка кадет и воспитанниц Мариинских классов по общеобразовательным предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов ведется по программам общеобразовательной школы, а эстетического цикла по программам, разработанным преподавателями школы-интерната.

Одна из главных целей общеобразовательного учреждения — организация условий для всестороннего развития обучающихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими к выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству.

 

С целью организации предпрофильной и профильной подготовки, направленной на обеспечение осознанного выбора кадетами профессии защитника Отечества, вариативная часть в 5-11 классах представлена курсами.

       
№ п/п Класс Название учебного предмета, элективного предмета, курса, факультатива и др.
 7, 8 История кадетских корпусов
8 ,9 Черчение
6-8 кл Основы туризма
10,11 География
10А,10Б, 11 А, 11 Б Информатика и ИКТ
10Б, 11Б МХК
7-11 Основы военной службы

 

В конце учебного года для кадетов 10 классов проводятся военно-полевые сборы, имеющих целью специальную подготовку в соответствии с последующей ориентацией на конкретные высшие военные учебные заведения. Специальная подготовка кадетов школы-интерната включает подготовку по  основам военной  службы. Занятия проводят лица, имеющие опыт военно-педагогической работы, являющиеся офицерами РА.

 

Школа–интернат реализует основные общеобразовательные программы начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные   программы, имеющие цель подготовить интеллектуально развитую, физически здоровую личность, способную к выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *