Антикоррупционное воспитание.

В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное, прежде всего, миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями. Данный вид преступления изучается на уроках права, обществознания, граждановедения. К моменту окончания школы учащиеся получают целостное представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и мере наказания (на уроках права). В рамках сложившейся системы воспитательной работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Ориентация учащихся на идеалы «справедливости», «честности», «порядочности» в системе нравственного воспитания школьников обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения учащихся в целом.

Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Исторический опыт показывает сложность оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении

Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • ​ Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • ​ Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • ​ Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

  • ​ отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • ​ антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • ​ обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • ​ педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе избегая подкупа, взяточничества, и других неправовых действий.

Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении

Возраст учащихся Ведущая воспитательная задача Основное содержание воспитательной деятельности Основные формы воспитательной работы
Учащиеся начальных классов Формирование положительного отношения к хранителям порядка,

стремление стать хранителем порядка.

Хранители порядка:

правила охраны порядка, отношения с хранителями

Беседы-убеждения

ролевые игры

Учащиеся 5–7 классов Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе Организаторы порядка коллективно-творческие дела

ролевые игры

Учащиеся 8–9 классов Формирование компетентности в решении

жизненных задач по существующим нормам и правилам

Успех без нарушений обучающие практикумы
Учащиеся 10–11классов формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения Коррупция как особый вид правонарушения уроки,

дискуссии

Заключение

Предложенные методические рекомендации являются одним из первых шагов для создания системы воспитательной работы в образовательных учреждениях города. Требуется серьезная научная, исследовательская, методическая работа в данном направлении. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.

Рекомендуемая литература

Официальный сайт Президента РФ:http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 2000. 18 января.

Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. М., 2001.

Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. М., 2001. № 3.

Дема Е.Г. Искоренить казнокрадство пытался еще Петр I // Военно-исторический журнал. М., 2000.

Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? Самара, 2003.

Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. Рекомендовано РЭС КО СПб. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

Зубов В.Е. Коррупция в среде российского чиновничества: исторические корни и особенности // Чиновник. М., 2001. № 3.

Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. М., 2008.

Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. Ставрополь, 2001.

Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. М., 2000.

Малахов АТабель о взятках // Коммерсантъ-Деньги. № 25. 27.06.2005 г.

Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. Адрес статьи http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/. 2006. Январь.

Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. 2002. № 6 и др.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *