Информация о «Никотинсодержащей продукции»
человека. Всасывание никотина начинается практически сразу через слизистую оболочку полости рта. Поступление токсических веществ в кровь продолжается в течение всего времени рассасывания или жевания никотинсодержащей продукции. С повышением концентрации никотина в крови усиливается его токсическое действие, прежде всего на центральную нервную систему, сердце, сосуды, органы пищеварения. Токсическое действие никотинсодержащей продукции проявляется местными и общими реакциями организма. В полости рта развивается местная воспалительная реакция, язвенный стоматит. Общетоксическое действие никотина проявляется с первых минут поступления в организм, появляются симптомы нарушения центральной и вегетативной нервной системы: повышенная возбудимость, тремор, сердцебиение, потливость, бледность кожных покровов, увеличение частоты дыхательных
движений. Дальнейшее поступление никотина приводит к нарастанию симптомов отравления: появляются тошнота, рвота головокружение, головная боль. Нарастают признаки нарушения сознания — от легкого оглушения до полной потери ориентации во времени, месте и пространстве. Усиливается тахикардия, возможны сердечные аритмии, одышка, судорожные подергивания, вплоть до судорожного припадка. Лабораторные исследования на животных показали, что клиническая картина отравления начинает проявляться через 1 минуту после введения никотина: у животных проявлялись признаки нарушения нормального функционирования
нервной системы (тремор, судороги), снижается частота дыхательных движений; в случае внутрижелудочного поступления никотина (то есть проглатывания) гибель животного наступает через 2-4 минуты. По показателю острой токсичности образцы сосательной и жевательной никотинсодержащей продукции, изъятые из розничной продажи, относятся к веществам 3 класса опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76.
Повторное потребление никотинсодержащей продукции вызывает хроническое отравление организма. Никотин является фактором риска, способствующим развитию онкологических заболеваний, приводит к снижению врожденного и приобретенного иммунитета.
Курение и употребление другой никотинсодержащей продукции во время беременности влечет разрушительные последствия, как для плода, так и для беременной женщины.
Никотин имеет высокий аддиктивный потенциал (вызывает зависимость). Его аддиктивный потенциал превосходит другие психоактивные вещества. На фоне повторного потребления никотина быстро развивается психическая и физическая зависимость. Психическая зависимость начинает формироваться после 2-3 употреблений никотина. Подростком, вопреки очевидным негативным последствиям, овладевает непреодолимое желание повторно испытать ощущения от потребления одурманивающего вещества. Физическая зависимость развивается в течение нескольких месяцев. Токсическое действие никотина на организм подростка проявляется
комплексом психоневрологической и соматической симптоматики, характерной для поражения верхних и нижних дыхательных путей, нарушений работы сердца, других органов человека.
Зависимость от никотина также, как и другие формы токсикомании, имеет негативные медико-социальные последствия: нарушаются высшие психические функции: снижается память, внимание, мыслительная деятельность, формируются когнитивные расстройства. Подросток отстает от сверстников в развитии, не усваивает учебную программу, перестает посещать школу.
Предиктором токсикомании зачастую становятся: органические поражения головного мозга, индивидуальные психологические особенности, материнская депривация, низкий уровень педагогической грамотности родителей, дисфункциональная семья, отсутствия у ребенка интереса к учебе, неумение организовать свой досуг, неблагополучное окружение.
В основе профилактических вмешательств лежит био-психо-социо-духовная парадигма формирования наркологических расстройств, которая определяет необходимость формирования антиаддикгавных компетенций устойчивого развития личности, являющимися залогом успешной психологической и социальной адаптации ребенка на различных этапах его взросления. Первичная профилактика зависимого поведения начинается еще на этапе пренатального развития ребенка через работу с беременной женщиной и ее семьей. На этом этапе важную роль играет обучение молодых супругов выстраиванию эффективных внутрисемейных отношений, обучение знаниям основ конфликтологии, развитию коммуникативных навыков. Отдельным направлением превентивной работы является предупреждение травматизации структур головного мозга ребенка в перинатальный период.
Особую роль в профилактике наркологических расстройств играет государственная социально-экономическая поддержка молодых семей. С момента поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию важно создавать образовательную среду, направленную на успешное освоение ребенком базовых навыков социализации и здорового образа жизни, гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, своевременное приобщение к нормам и правилам поведения. Для этого важно повышать квалификацию педагогов дошкольного образования, в том числе в сфере профилактики зависимого поведения среди дошкольников, проводить работу с семьей дошкольника, непрерывно повышать уровень педагогической грамотности родителей, обучение их эффективным формам воспитания. Важно развитие системы семейного медикогенетического консультирования, позволяющего с учетом индивидуальных
генетических особенностей ребенка выбрать оптимальную психолого-педагогическую воспитательную траекторию.
В школе, где происходит основные этапы взросления человека, необходимо создавать условия для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка, приобщения его к социально полезной деятельности, усиливать вовлеченность родителей в проблемы своих детей. Необходимо создание условий для духовного и нравственного развития личности, формированию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, адаптивных поведенческих стратегий для успешной психологической и социальной адаптации ребенка на различных этапах его взросления. Важную роль играет развитие молодежного волонтерского движения, которое способствует развитию лучших морально-этических и нравственных качеств личности, способствует самореализации и самосовершенствованию подростка. Необходимо совершенствование психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях, чтобы каждый ребенок и родитель могли получить своевременную квалифицированную психологическую помощь в трудных жизненных ситуациях.