ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вариант 1

A1 Что из названного относится к последствиям ордынского владычества на Руси?
1) расцвет вечевых порядков в русских землях
2) возвращение к язычески верованиям
3) замедление культурного развития
4) усиление связей между отдельными частями русских земель

A2 Что из перечисленного относится к достижениям культуры в России XVI в.?
1) творения иконописца Андрея Рублёва
2) возведение храма Покрова на Нерли
3) начало книгопечатания
4) творения зодчего Василия Баженова

A3 Покровский собор на Рву, известный как собор Василия Блаженного, был создан
1) Бармой и Постником
2) Аристотелем Фиораванти и Алевизом Новым
3) Феофаном Греком и Андреем Рублёвым
4) Дионисием и Симоном Ушаковым

A4 В конце XVII в. в храмовом зодчестве появился новый стиль —
1) нарышкинское барокко
2) классицизм
3) рококо
4) византийский

A5 Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.
«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».
1) «Апостол»
2) «Русская Правда»
3) «Изборник»
4) «Повесть временных лет»

A6 Что из названного относится к политике Екатерины II в области образования?
1) открытие Московского университета
2) учреждение Шляхетского (дворянского) корпуса для подготовки офицеров
3) преобразование цифирных школ в солдатские
4) основание Славяно-греко-латинской академии

A7 Представители общественной мысли 1840—1850-х гг., идеализировавшие прошлое России, считавшие, что она должна идти своим путём, а не следовать примеру ведущих европейских стран, назывались
1) староверами
2) нигилистами
3) славянофилами
4) социалистами

A8 Храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома до конца XVII в. — это
1) Благовещенский собор
2) храм Василия Блаженного
3) Успенский собор
4) Архангельский собор

A9 Прочтите высказывание А. И. Герцена и укажите имя автора письма.
«»Письмо» его потрясло всю мыслящую Россию. Оно имело полное право на это. После «Горя от ума» не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними — десятилетнее молчание, 14 декабря, виселица, каторга, Николай. Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».
1) А. С. Пушкин
2) В. Г. Белинский
3) Н. Г. Чернышевский
4) П. Я. Чаадаев

A10 Кто из перечисленных ниже деятелей культуры являлся художником-передвижником?
1) И. Н. Крамской
2) А. М. Опекушин
3) В. И. Баженов
4) К. П. Брюллов

A11 Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более я убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
1) С. И. Мамонтов
2) С. В. Рахманинов
3) С. П. Дягилев
4) Ф. И. Шаляпин

A12. Прочтите отрывок из мемуаров и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.
«Вчера И. С. Тургенев, автор «Записок охотника», по высочайшему повелению посажен на съезжую за статью, напечатанную им о Гоголе в «Московских ведомостях», где Гоголь назван великим. Тургенева велено продержать на съезжей месяц, а потом выслать из столицы, в деревню, под надзор полиции».
1) 1810-е гг.
2) 1850-е гг.
3) 1890-е гг.
4) 1900-е гг.

A13. К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?
1) Товарищество передвижных художественных выставок
2) «Бубновый валет»
3) «Серапионовы братья»
4) Ассоциация художников революционной России

A14. Выдающимися архитекторами XVIII в. были
1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин
2) Матвей Казаков, Василий Баженов
3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов
4) Иван Кулибин, Иван Ползунов

A15. Что из перечисленного можно отнести к последствиям культурных преобразований в СССР в довоенный период?
1) создание первого университетского устава
2) объединение советской интеллигенции в творческие союзы
3) распространение диссидентского движения
4) отмена политической цензуры

A16 Из перечисленных исторических лиц скульптором был
1) М. М. Антокольский
2) И. Е. Репин
3) Ф. И. Шаляпин
4) М. П. Мусоргский

А17. Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию.
«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С. С. Прокофьев
2) А. В. Александров
3) А. И. Хачатурян
4) Д. Д. Шостакович

A18. Повесть «Оттепель», давшая название периоду правления Н. С. Хрущёва, принадлежит писателю
1) И. Г. Эренбургу
2) М. А. Шолохову
3) А. И. Солженицыну
4) М. М. Зощенко

A19. Для культурной жизни в период «оттепели» было характерно
1) создание Союза писателей
2) полное отсутствие цензуры
3) начало издания произведений о жизни заключённых ГУЛАГа
4) господство авангардного направления в живописи

A20. Выдающийся кинорежиссёр, снявший комедии «Самогонщики», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», —
1) Л. И. Гайдай
2) М. Л. Ростропович
3) В. И. Белов
4) Ю. П. Любимов

A21. Общественная и культурная жизнь страны в период правления Л. И. Брежнева характеризовалась
1) введением платного школьного образования
2) отменой цензуры
3) ростом кинопроизводства
4) проведением политики гласности

B1 Расположите имена представителей культуры в хронологическом порядке их жизнедеятельности. Запишите цифры, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в ответ.
1) иконописец Андрей Рублев
2) летописец Нестор
3) художник М. А. Врубель
4) зодчий В. И. Баженов
5) поэт А. С. Пушкин

B2. Какие три деятеля культуры второй половины XX в. из перечисленных ниже являлись (являются) кинорежиссёрами? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Э. А. Рязанов
2) И. С. Глазунов
3) С. С. Говорухин
4) Л. И. Гайдай
5) А. М. Шилов
6) Э. И. Неизвестный

B3. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и науки 1920—1930-х гг. и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и каких-либо символов (не более четырех цифр).
ФАМИЛИИ
А) А. А. Ахматова
Б) А. Н. Туполев
В) С. С. Прокофьев
Г) А. П. Довженко
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) кино
2) наука и техника
3) литература
4) музыка
5) живопись

B4. Ниже приведён перечень фамилий архитекторов. Все они, за исключением одного, относятся к XIX в. Найдите и запишите фамилию, относящуюся к другому историческому периоду.
К.А.Тон, К.И.Росси, Д.И.Жилярди, Д.Трезини, В.О.Шервуд

B5. Напишите пропущенное слово.
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ________.

B6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Исторические личности Представители культуры Достижения культуры
Князь Ярослав Мудрый __________(А) «Слово о Законе и Благодати»
__________(Б) Аристотель Фиораванти __________(В)
Императрица Елизавета Петровна __________(Г) __________(Д)
__________(Е) В. Баженов дом Пашкова в Москве

Пропущенные элементы:
1) Зимний дворец
2) Иларион
3) Успенский собор
4) М. Казаков
5) В. Растрелли
6) Иван III
7) императрица Екатерина II
8) император Александр I
9) храм Христа Спасителя
B7. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора
«…15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии
А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.
…17. Како дети учити и страхом спасати
Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.
2) произведение относится к типу житийной литературы
3) произведение является памятником русской литературы XVI в.
4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов
5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные
6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»

B12. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) в настоящее время данный портрет хранится в Эрмитаже
2) на фотографии изображена парсуна царя Ивана Грозного
3) данное изображение выполняло роль иконы в одном из кремлёвских храмов
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVII в.
5) портретная живопись в форме парсун просуществовала в России до XIX в.
B13. Какой из храмов был создан в тот век, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите цифру, под которой оно указано

C4. Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую, советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии.
Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.

C5. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

C6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.
Андрей Рублёв; А. И. Солженицын. А. С. Грибоедов; Ч. Диккенс

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вариант 2

A1 Мастер Дионисий работал над росписями:
1) Троице-Сергиева монастыря
2) Ферапонтова монастыря под Вологдой
3) Андроникова монастыря в Москве
4) Данилова монастыря

A2 Кто из князей повелел возвести стены Московского Кремля из красного кирпича и пригласил в Москву итальянских мастеров Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и др.?
1) Иван Калита
2) Иван Грозный
3) Дмитрий Донской
4) Иван III

A3 Какое из названных литературных произведений повествует о Куликовской битве?
1) «Апостол»
2) «Задонщина»
3) «Поучение детям»
4) «Русская Правда»

A4 Какой из названных памятников был построен в XII в.?
1) церковь Покрова на Нерли
2) Архангельский собор Московского Кремля
3) Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве
4) церковь Вознесения в селе Коломенском

A5 Прочтите отрывок из документа и укажите, о каком князе идёт речь.
«Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева… Князь одержал победу… В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь и, распространив Киев, обвёл его каменными стенами… он назвал их главные врата Золотыми, а новую церковь Святою Софией…»
1) Александре Невском
2) Дмитрии Донском
3) Ярославе Мудром
4) Иване Калите

A6 Из перечисленных лиц композитором был
1) Н. М. Карамзин
2) В. И. Даль
3) Ф. И. Шаляпин
4) М. П. Мусоргский

A7. Какое из названных сооружений спроектировал архитектор В. И. Баженов?
1) дом Пашкова в Москве
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
4) Смольный институт в Санкт-Петербурге

A8 В честь рождения наследника Василием III в Москве была построена
1) церковь Покрова, что на Рву
2) церковь Ризоположения
3) церковь Покрова в Филях
4) церковь Вознесения в Коломенском

A9 К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской земли относится
1) Церковь Спаса на р. Нередице
2) собор Василия Блаженного
3) Церковь Покрова на Нерли
4) Церковь Фёдора Стратилата на Ручье

A10 Издателем сатирических журналов «Трутень» и «Живописец» был
1) А. Радищев
2) М. Ломоносов
3) Н. Новиков
4) Г. Потемкин

A11. Прочтите отрывок из работы историка С. Г. Пушкарёва и определите название творческого объединения, о котором идёт в нём речь.
«Страстная оппозиция классическому, академическому стилю оперного искусства исходила от [этого объединения]. Пианист М. А. Балакирев стал вдохновителем и вождём этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с «народниками» в литературе и «передвижниками» в живописи. В [объединение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М. П. Мусоргский, учёный-химик А. П. Бородин и морской офицер Н. А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающимися композиторами. Они стремились к реализму и народности в музыке».
1) «Могучая кучка»
2) «Левый фронт»
3) «Арзамас»
4) «Мир искусства»

A12. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Вслед за Москвой и Петербург принял мою сценическую новизну, как живую театральную правду. Я искренно торжествовал. Но не только за себя. Вместе со мной торжествовала на концертных эстрадах моя любимая «Блоха». Мусоргского я уже одолел, его песни и романсы не звучали уже у меня тускло — я нашёл их единственную интонацию… Когда меня скоро опять позвали на императорскую сцену… вместе с моим репертуаром вступила в императорские театры, торжествуя, и русская музыка».
1) С. П. Дягилев
2) Ф. И. Шаляпин
3) С. И. Мамонтов
4) С. В. Рахманинов

A13. Что было одной из характерных черт развития культуры в России в начале XIX в.?
1) творчество художников-передвижников
2) творчество композиторов — участников «Могучей кучки»
3) создание парсун
4) появление нового художественного направления (стиля) — ампир

A14 Крупнейшим архитектором стиля барокко в России являлся
1) М. Казаков
2) В. Баженов
3) В. Растрелли
4) К. Росси

A15. Что из перечисленного можно отнести к последствиям «культурной революции» в СССР?
1) создание сети воскресных церковных школ
2) введение всеобщего среднего образования
3) восстановление памятников архитектуры
4) возникновение первых художественных объединений

A16. Храм Христа Спасителя был построен в Москве в честь
1) взятия Плевны
2) 50-летия победы в Отечественной войне 1812 г.
3) заключения Тильзитского мира
4) присоединения к России царства Польского

A17. Какое из указанных событий культурной жизни произошло позже всех остальных?
1) создание Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского»
2) проведение С.П. Дягилевым «Русских сезонов» в Париже
3) возникновение Товарищества передвижных художественных выставок
4) создание первого в России профессионального театра

A18. Предоставление несколькими журналами литературной трибуны А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко было осуждено в 1946 г. постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б). Укажите названия этих журналов.
1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»

A19. К какому периоду относится создание театра «Современник»?
1) к 1945-1953 гг.
2) к 1953-1964 гг.
3) к 1964-1985 гг.
4) к 1985-1991 гг.

A20. Выдающийся советский композитор, автор балета «Ромео и Джульетта» —
1) А. Ф. Иоффе
2) С. С. Прокофьев
3) И. А. Пырьев
4) А. А. Фадеев

A21. Во второй половине 1960-х гг. на экраны страны вышел художественный фильм, отразивший характерные проблемы советской школы. Укажите название этого кинофильма.
1) «Светлый путь»
2) «Чучело»
3) «Доживём до понедельника»
4) «Дорогой мой человек»

B1 Расположите в хронологической последовательности создания следующие памятники зодчества. Запишите цифры, которыми обозначены памятники, в правильной последовательности в ответ.
1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
2) Успенский собор во Владимире
3) Новодевичий монастырь в Москве
4) Софийский собор в Киеве
5) храм Василия Блаженного в Москве

B2. Какие три из названных ниже понятий, терминов характеризуют развитие русской культуры в XVIII в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) модерн
2) сентиментализм
3) классицизм
4) фреска
5) барокко
6) передвижники

B3. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.
ФАМИЛИИ
A) В.Н. Татищев
Б) А.Н. Радищев
B) Д.Г. Левицкий
Г) В.И. Баженов
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) «Путешествие из Петербурга в Москву»
2) «История Российская с самых древнейших времён»
3) картина «Екатерина-законодательница»
4) комедия «Недоросль»
5) дом Пашкова в Москве

B4. Ниже приведён перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к истории российской культуры. Найдите и запишите термин, относящийся к другой сфере общественной жизни.
Барокко, беллетристика, реализм, фундаментализм, земщина

B5. Напишите пропущенное слово.
Жанр живописи, изображающий военные действия , называется ________.
B6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Архитекторы Памятники архитектуры Место постройки
__________(А) Успенский собор Москва
Доменико Трезини __________(Б) Санкт-Петербург
__________(В) Екатерининский дворец __________(Г)
__________(Д) __________(Е) Москва
Пропущенные элементы:
1) Москва
2) Петропавловский собор
3) Барма и Постник
4) Аристотель Фиораванти
5) Архангельский собор
6) Ф. О. Шехтель
7) В. Растрелли
8) Царское Село
9) Дом Рябушинского
B7. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора
«…15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии
А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.
…17. Како дети учити и страхом спасати
Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.
2) произведение относится к типу житийной литературы
3) произведение является памятником русской литературы XVI в.
4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов
5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные
6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»

B12. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1) здание собора выполнено в стиле раннего классицизма
2) памятник храмового зодчества создан в первой половине XVIII в.
3) автором проекта храма является Доменико Трезини
4) собор посвящён апостолу Петру
5) в соборе похоронены русские цари от Алексея Михайловича до Николая II
B13. Какой из памятников архитектуры, представленных ниже, был построен в том же веке, в котором был создан собор?

C4. Известно, что в XVII в. в России всё большее число людей овладевали иностранными языками. Назовите два из наиболее распространённых тогда иностранных языков и укажите причины важности владения ими в тот период.

C5. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

C6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.
Феофан Грек ;
Симеон Полоцкий .
М. Горький ;
Дж.Лондон

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *