О проведении социально-психологического тестирования обучающихся

 

 

Уважаемые родители!

В целях реализации приказов Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 г. № 581н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, на основании письма управления образования и науки Тамбовской области «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся», приказа  от 26.04. 2016г. № 358 МКУ «Информационно-методический кабинет» г. Уварово; согласно графику прохождения образовательными организациями муниципальных образований социально-психологического тестирования в Уваровском кадетском корпусе в мае проводится социально-психологическое тестирование по  определению уровня психологического здоровья – антинаркотической устойчивости для подростков 13-18 лет на предмет потребления наркотических средств. Тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать молодежь от первых «экспериментов» с наркотикам и своевременно проинформировать родителей об «увлечениях» детей.

Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального масштаба. Родители, к сожалению, узнают слишком поздно, о том, что их ребенок стал зависим от наркотиков или иных психоактивных веществ (ПАВ). Именно поэтому необходимо проводить работу по профилактике немедицинского потребления наркотических средств среди учащихся.

Тестирование является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения этой беды в молодежной среде. Мы предлагаем вам включиться в работу по раннему выявлению фактов потребления наркотиков нашими детьми, и просим вас также дать согласие на участие ваших детей в тестировании в нашей образовательной организации. Акцентируем Вше внимание,  что психологическое тестирование является добровольным и анонимным. Полученные результаты будут использованы при планировании антинаркотической профилактической работы в нашей образовательной организации.

Психологическое тестирование учащихся на предмет потребления наркотиков, позволяет определить примерную долю лиц, имеющих опыт наркопотребления в учебных коллективах, выделить «группы риска».

Особенности подросткового возраста, как фактор риска для развития зависимого поведения – тезисы беседы с родителями.

В литературе подростковой возраст описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертатный, отрочество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих и жизни подростка перемен.

Половое созревание является знаковым моментом для подросткового возраста. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в возмужании организма, увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

Теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше, при этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения, возникают новые интересы, в основном эротического характера. В какой-то момент,  кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать период «пустыней отрочества». Вот здесь на этом этапе ребенок легко может попасть в компанию сомнительного характера. (желательно  обсудить с родителями).

Постепенно у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец — реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с жизненной основной линией, избираемой подростком. Интерес к наркотику закрепляется (желательно обсудить с родителями).

Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Подросток становится скрытным, родители не знают, что его интересует. (желательно обсудить с родителями).

Личностные особенности подросткового возраста:

Формирование  «Мы» — концепции, которая иногда принимает очень жесткий характер: «мы — свои, они — чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

Формирование референтных групп в подростковом возрасте является обычным явлением. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары так, что компания состоит только из связанных между собою пар. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. Типичная черта подростковой группы — высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.

Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости через эмансипацию от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Дети 10-12 лет еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Ребенок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. В самом же  главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

Внешний облик и манера одеваться также сразу же выделяет подростка в толпе.

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Многие   14-летние подростки временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

Появляются вновь  школьные фобии, с преобладанием социальных фобий. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств. Наркотики снимают напряжение!!! (желательно обсудить с родителями).

Воображение и творчество может по-разному влиять на поведение. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Фантазия подростка связана с новыми потребностями — с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Подросток прячет фантазии как тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). И фантазии соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базовая потребность возраста — понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания и отношений родителей и подростков также могут быть причиной отклонений в поведении и личностном развитии подростка:

Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

Эмоциональное потворство. Ребенок — центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Авторитарный контроль. Воспитание — главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого (лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

 

Аномалии (кризисы) личностного развития подростков  являются основным фактором риска при формировании зависимого поведения. Подростковый возраст — манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков (лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

 

Факторы удерживающие подростков от употребления наркотиков.

  1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.
  2. Привязанность к своим близким.
  3. Возможность активного участия в значимой деятельности.
  4. Успешность в овладении знаниями и умениями.
  5. Признание и одобрение со стороны окружающих. Формирование ценностей, альтернативных наркотику.

 

Причины приобщении подростков к алкоголю и наркотикам.

  1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2.Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.

3.Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.

4.Желание пережить эмоционально приятное состояние «кайф».

5.Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

6.Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятное ощущение.

7.Демонстративный протест.

 

 

 

 

Буклет  для родителей

Уважаемые родители!

Вы, безусловно, — самый близкий и значимый для ребенка человек. Вы стремитесь быть успешным родителем. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это — здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Идет необъявленная война наркомафии против наших детей. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, в институте, во дворе и на дискотеке. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

Участие в социально-психологическом исследовании поможет Вам снять необоснованные подозрения в употреблении наркотиков, выявить скрытые тенденции нарушений поведения, поможет не упустить время и оказать помощь своему ребенку. Тестирование может дать шанс предотвратить развитие наркотической зависимости на ранней стадии употребления наркотиков.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Да – если опасаетесь, что ваш ребенок начал употреблять наркотики.
Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

  • утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;
  • сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;
  • нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
  • резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;
  • непривычная раздражительность и агрессия;
  • замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;
  • сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
  • телефонные разговоры (особенно “зашифрованные”) с незнакомыми лицами;
  • стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
  • нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
  • необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
  • долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
  • нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
  • специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
  • незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;
  • неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
  • необъяснимые “потери» денег и пропажа вещей из дома.
  • При наличии у вашего ребенка трех-четырех приведенных признаков уже достаточно, чтобы заподозрить у него употребление каких-либо ПАВ.
  • На этом основании вы можете сами проявить инициативу – предложить ребенку участвовать в программе психологического и медицинского тестирования.
  • Не стесняйтесь этого – любая профилактика в ваших интересах!

 

 

Опросник по определению уровня психологического здоровья – антинаркотической устойчивости для подростков 13-18 лет

 

Инструкция

 

Дорогой друг!

Вам предлагается ряд утверждений, которые касаются особенностей Вашего характера, Вашей личности, поведения, отношения к людям, взглядов на жизнь и т.п. Вам необходимо выбрать один из пяти предлагаемых ответов (полностью не согласен; скорее не согласен; затрудняюсь ответить; скорее согласен; полностью согласен), который Вы можете зафиксировать в бланке для ответов, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения и виду Вашего ответа. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская.

Не может быть правильных или неправильных ответов, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Постарайтесь отвечать точно и правдиво, и как можно меньше используйте ответ «затрудняюсь ответить». Не нужно размышлять долго над каждым вопросом, старайтесь как можно быстрее решить, какой из предложенных ответов ближе к истине.

Вас не должно смущать, что некоторые из вопросов кажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Вы можете быть уверены, что результаты используются только специалистом-психологом и ни в коем случае не подлежат разглашению.

При возникновении вопросов, Вы можете их уточнить у специалиста (психолога).

Спасибо за сотрудничество!

 

Опросник

 

  1. Учеба и труд доставляют мне чувство радости и удовлетворения.
  2. Я человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  3. Я почти все время испытываю чувство тревоги за кого-то или за что-то.
  4. Я считаю себя человеком ответственным и надежным.
  5. Жизнь стоит того, чтобы жить.
  6. Общение с окружающими мне дается без напряжения.
  7. Я сильно сержусь, раздражаюсь и выхожу из себя, не могу сдержаться.
  8. У меня имеется постоянный, устойчивый интерес к определенному виду деятельности (работа, учеба).
  9. Очень часто я нуждаюсь в чьей-либо помощи.
  10. В трудных/неопределенных ситуациях я чувствую себя особенно робким (робкой) и неуверенным (неуверенной).
  11. У меня много страхов, я легко пугаюсь.
  12. Мне становится скучно, когда я подолгу ни с кем не общаюсь.
  13. В своих действиях по отношении к окружающим я насторожен(а) и подозрителен(а), так как постоянно жду неприятностей с их стороны.
  14. Ответственность для меня – это всегда дополнительные хлопоты и неприятности.
  15. Я не стыжусь своих мыслей, чувств и поступков.
  16. Мои родители часто или в большом количестве употребляли или употребляют алкоголь.
  17. Мне нравится делать и достигать чего-то самому (самой), самостоятельно, не прибегая к помощи со стороны.
  18. Я обычно делаю то, что мне говорят.
  19. Про меня можно сказать, что я часто чувствую себя несчастным, унылым, готовым расплакаться.
  20. Я заслуживаю хорошего отношения к себе.
  21. Для меня легко и естественно придумать разные игры и занятия, и ребята, родители или другие люди их поддерживают.
  22. Брать на себя ответственность за порученное дело – вполне естественно для меня.
  23. Бывает, что я дерусь. Могу заставить других людей делать то, что я хочу.
  24. Мои родители употребляли (употребляют) наркотики.
  25. У меня часто бывают головные боли, или боли в животе, тошнота.
  26. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
  27. Трудиться или учиться по несколько часов в день – для меня непосильная задача.
  28. Общению с другими людьми я предпочитаю одиночество или просмотр видео, компьютерные игры и т.д.
  29. Меня часто обвиняют во лжи или обмане.
  30. В детстве иногда я с родителями посещал психолога, психотерапевта, психиатра или невропатолога.
  31. Долго оставаться без дела для меня непривычно и неестественно.
  32. От общения с людьми я получаю удовольствие, удовлетворение.
  33. У меня часто бывают беспричинные изменения настроения.
  34. У меня периодически отмечаются прогулы в школе, уходы из дома или кражи, приводы в милицию.
  35. Мне часто бывает очень сложно овладеть каким-либо новым видом деятельности (работа, учеба).
  36. Для меня ответственность — это тяжелый груз.
  37. Мне очень часто мешает чувство скованности.
  38. В детстве я часто болел и часто посещал больницы (поликлиники).
  39. Я знаю, что окружающие меня люди заслуживают моего доверия и могут доверять мне.
  40. Когда я действую самостоятельно, я испытываю растерянность или панику.
  41. Я спокоен, хладнокровен и собран.
  42. Обычно в неопределенной ситуации я беру инициативу на себя.
  43. В детстве у меня наблюдалось хотя бы одно из следующего: ночные страхи, повышенная нецеленаправленная двигательная активность (не мог усидеть на месте), заикание, тики.
  44. В своих действиях по отношении к окружающим я показываю, что доверяю им .
  45. Я придерживаюсь принципа «Все, что не делается, все к лучшему».
  46. Без привычного окружения я испытываю одиночество и беспомощность.
  47. Когда мне поручают самостоятельные задания, я испытываю чувство подъема, уверенности в собственных силах.
  48. Я слишком переживаю из-за пустяков и принимаю все близко к сердцу.
  49. Я стараюсь избегать ответственности любыми путями.
  50. Все новое для меня интересно, я всегда проявляю интерес к новой информации, новым людям.
  51. Я понимаю, почему мои поступки нравятся или не нравятся окружающим.
  52. Мне нравятся мои идеи построения собственной жизни.
  53. В своих неудачах я виню только себя.
  54. Если я начал дело, то довожу его до конца.
  55. За годы обучения в школе я оставался на второй год из-за неуспеваемости, плохих отметок .
  56. Я могу достаточно быстро и точно прочувствовать эмоциональное состояние другого человека.
  57. Я твердо принял(а) решение ни при каких обстоятельствах не употреблять наркотики или алкоголь, и ничто и никто не способен изменить это решение.
  58. Чаще мне легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  59. Я способен управлять собой и собственными поступками, и могу заставить себя, что-либо сделать.
  60. Я часто принимаю решение или что-то делаю не подумав.
  61. Про меня говорят, что я достаточно гибкий (гибкая), но умею настоять на своем.
  62. В незнакомой для меня ситуации я достаточно быстро ориентируюсь, принимаю оптимальные решения и ищу возможности для сотрудничества с окружающими.
  63. Я уверен(а) в том, что употребление наркотиков или алкоголя поставит крест на моих жизненных планах, и я не хочу этого.
  64. Самоконтроль для меня не проблема, умею управлять собой, собственными поступками.
  65. За годы обучения в школе точные (математика, физика, и т.п.), а также гуманитарные науки (литература, история и т.п.) даются мне с трудом.
  66. Окружающие считают меня человеком общительным и нескучным.
  67. В сложных для меня ситуациях я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей.
  68. Мне нравится составлять, а потом выполнять свои собственные планы (строить самого/саму себя).
  69. Я нахожусь в постоянном поиске своего пути в жизни и мне это интересно.
  70. Я еще не выбрал для себя профессию, которая меня бы заинтересовала.
  71. Я не привык(ла) отвечать за последствия собственных решений, и любыми путями я пытаюсь избежать этого.
  72. Когда мне нужно что-то сделать меня охватывает страх: а вдруг я не справлюсь, а вдруг не получится.
  73. Из-за того, что я плохо чувствую состояние других людей, многие считают меня черствым и эгоцентричным.
  74. Я с трудом подбираю слова и нахожу общие темы во время знакомства с новыми людьми.
  75. В конфликтных ситуациях я умею находить достойные компромиссы с другими людьми, не поступаясь своими убеждениями и принципами.
  76. Творчество доставляет мне радость и удовольствие.
  77. Я не чувствую никакой нужды и не вижу никакого смысла в употреблении наркотиков или алкоголя .
  78. У меня есть заветная мечта — и я знаю, кем я стану.
  79. Я умею отделять свой собственные жизненные планы от тех, которые мне навязывают со стороны.
  80. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз от­режь».
  81. Мои родители, родственники воспитали меня, как могли, но теперь я сам управляю своей судьбой.
  82. В наркотиках или алкоголе вообще нет ничего хорошего.
  83. Оценки окружающих для меня не имеют значения.
  84. Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
  85. Принимать ответственные решения по любым вопросам для меня тяжело и неприятно.
  86. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.
  87. У меня много разных идей, и я почти всегда могу заинтересовать других, предложить оригинальное решение проблемы.
  88. В сложных для меня ситуациях я всегда уверен(а), что есть выход из трудной ситуации.
  89. В новой обстановке и с новыми людьми я готов строить отношения на принципах доверия, уважения и поддержки.
  90. Чтобы не было впустую потрачено время, я его распределяю заранее на весь день.
  91. Никто не заставит меня употребить алкоголь или наркотики, если я считаю, что этого делать не нужно.
  92. Всякие правила и распорядок вызывают у меня желание нарочно их нарушать.
  93. Мне нравиться нарушать общепринятые запреты в отношении курения.
  94. У меня в семье все функции распределены и контролируются так строго, что не дай бог сделать что-то не то и не так.
  95. Моим родителям не до меня.
  96. У меня есть свои взгляды и убеждения, но когда я в «своей» группе мне приходится делать тоже, что и все.
  97. Мои друзья, приятели часто употребляют алкогольные напитки или наркотики, курят и это неписанный закон для нашей группы, куда я вхожу.
  98. У меня в семье ценится только покорность (полное послушание), а проблемы детей, обычно решает кто-либо из старших.
  99. Родители делают все для удовлетворения моих желаний и потребностей.
  100. Я не нуждаюсь в наставлениях, наставления вызывают у меня желание все делать наоборот.
  101. У меня в семье существуют жесткие правила во взаимоотношениях выполнять которые тяжело, или невозможно.
  102. За малейшие провинности меня строго наказывают.
  103. Я всегда нахожу разумный компромисс между требованиями окружающих меня людей и моими собственными требованиями.
  104. В семье на мои желания и требования родители обращают слишком мало внимания.
  105. Я могу употреблять алкоголь или наркотики, только потому, что это запрещают родители и учителя, все говорят, что этого делать не надо.
  106. В моей группе много таких, которые имели приводы в милицию, были осуждены (условно) или отбывали срок наказания.
  107. У меня в семье можно говорить только на дозволенные темы и проявлять «дозволенные» чувства, все остальное жестко подавляется (запрещается).
  108. У меня нет никаких обязанностей по дому. Делаю что хочу.
  109. У меня в семье каждый чувствует себя достаточно свободным и самостоятельным. Это право каждого члена семьи признается и уважается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *